Сериал "Почка" затрагивает вопрос о трансплантации в России

Оценили новое драмеди с Любовью Аксёновой в главной роли
Сериал "Почка" затрагивает вопрос о трансплантации в России
KION
Сериал "Почка" – драмеди с Любовью Аксёновой об инспекторе пожарной службы, которой срочно нужна трансплантация.

Наталья Кустова (Любовь Аксёнова) работает инспектором пожарной службы и гребёт деньги лопатой, собирая взятки. Большая часть с лопаты отходит её начальнице (как обычно, замечательная Ирина Розанова), но Наталье хватает на наряды от люксовых брендов, отличную машину, клубный досуг и мужа-пожарника (Антон Филипенко), который привлёк её, видимо, тем, что накачанный. Супругу она при этом готова изменить с любым водителем такси премиум-класса, а в ответ на его попытку поговорить об отношениях Наташа громко храпит. 

Внезапно красивую, молодую и циничную девушку жизнь бьёт по голове. Ей срочно требуется трансплантация почки. Если раздобыть орган не получится, через три месяца девушка умрёт. Единственный выход – обратиться к кровным родственникам. Но тут большая сложность: родственники ненавидят Наташу, а она открыто ими пренебрегает. Первое место, показанное в сериале, с которого Наташа снимает куш, – церковь, в которой служит священником её брат (Дмитрий Лысенков), упрекающий сестру в том, что для неё нет ничего святого. Чтобы получить почку, Наташе придётся наладить отношения с семьёй. 

– На мой взгляд, это очень смешная история про плохого человека, который под давлением обстоятельств вынужден совершать хорошие поступки, – комментирует шоураннер Авдотья Смирнова. – Коллизия довольно оригинальная, во что мы как продюсеры и вцепились, когда авторы прислали нам первые две серии. И одновременно это история, как, действуя в своих корыстных интересах, человек обретает семью. 

Возможно, в дальнейшем сериал действительно вырулит в сторону комедии, но первые две серии совсем не кажутся смешными. Авторы берут стереотипную ситуацию "перевоспитания" плохого человека через угрозу его жизни, включают не менее стереотипные тикающие часы, и это, в общем, работает. Проблема в том, что "плохой человек" получился слишком отталкивающим. Наташа вызывает только неприязнь, и пока ей невозможно сочувствовать. Отвратительные персонажи могут быть классными, как например, социопатка-парикмахерша Джилл в чёрном бриткоме "Доброй ночи", которую играет блестящая комедиантка Джулия Дэвис. Но авторы британского сериала не пытаются разжалобить зрителей историей смертельной болезни. Напротив, они высмеивают эту ситуацию: одна из линий сериала посвящена тому, что Джилл врёт о заболевании раком, чтобы получить всеобщее сочувствие. Чёрный юмор, на который замахиваются авторы "Почки", не сочетается с сентиментальностью. Этот урок давно пора было бы усвоить по чёрным бриткомам. 

Другие персонажи сериала получились такими же неприятными. Брат-священник желает Наталье, чтобы её наказал Бог. Когда сестра сообщает ему о смертельной болезни, он испытывает плохо скрываемое удовлетворение. Затем они с Натальей сцепляются над ящиком для пожертвований, куда она имела неосторожность положить все свои деньги. Сестра-учительница суёт Наталье фигу под нос в ответ на просьбу помочь с почкой. Она ненавидит Наташу за то, что той досталась бабушкина квартира. Пока никто из семьи не хочет спасать главной героине жизнь. Всё это можно было бы трактовать как неприязнь, которую в России испытывают к чиновникам и людям, наделённым властью, но, даже если здесь есть социальный посыл, смотреть сериал с героями, которых хочется придушить, – сомнительное удовольствие.

От "Почки" слегка веет феминизмом последнего времени. К Наташе идут на поклон владельцы фирм и священники. Её службу возглавляет героиня Ирины Розановой, а не мужчина-начальник. Муж Наташи, который должен быть брутальным представителем героической профессии пожарника, выставлен в смешном свете. Он комично плачет, когда Наташа сообщает ему о своей болезни, пока она сохраняет невозмутимость. Вот только феминизм – это не взяточничество и использование служебного положения, а когда героиню делают “сильной” за счёт ослабления и высмеивания мужских персонажей, значит, собственной “силы” у неё недостаточно. Не говоря уже о том, что насмешки над мужскими слезами противоположны феминизму. 

Справедливости ради стоит отметить, что Любовь Аксёнова явно наслаждается ролью своей отрицательной героини.

– Мне прислали сценарий – я читала и не могла оторваться!  – говорит актриса. – Так чётко, бодро и разнообразно это было написано. Читала и понимала, что таких героинь мне ещё не предлагали. И меня разрывало от благодарности и счастья, что, вероятно, у меня будет возможность такое сыграть. Я решила, что пойду и сделаю всё возможное, чтобы исполнить эту роль! 

Наиболее симпатичным пока кажется ироничный врач (Алексей Розин), с юмором висельника консультирующий Наташу по вопросам трансплантации. От него мы узнаём, что в России запрещена трансплантация органов, которые взяты не у кровных родственников (если речь идёт о живых людях, а не о покойных донорах). Если в других сериях мы больше узнаем о трансплантации, сериал ещё может сказать что-то важное или хотя бы интересное о поднимаемых им социальных и этических проблемах. 

Премьера сериала "Почка" состоится 1 января в онлайн-кинотеатре KION.