
Домашние питомцы сопровождали жизнь многих великих музыкантов. Они их радовали, вдохновляли, заставляли за себя переживать – словом, были полноценными членами семей. Одни музыканты любили кошек и посвящали им свои произведения, другие считали лучшими друзьями собак, а у третьих – например, у дирижёра и композитора Николая Голованова – в доме жили и те, и другие.
Бульдожья преданность Фёдора Шаляпина
В большой семье Фёдора Шаляпина было несколько французских бульдогов и мопсов, которых звали Булька, Ройка, Харлашка и Микитка. На одной из фотокарточек Шаляпин даже оставил подпись: "Эх, как бы мы тоже были настоящими собаками!!!".
Самой известной собакой Шаляпина был французский бульдог Булька. По воспоминаниям дочери исполнителя Ирины, Фёдор Иванович настолько обожал своего питомца, что брал его с собой в театр и на гастроли. После того, как певец несколько раз сфотографировался с ним, эта порода стала чрезвычайно популярна в артистической среде. Булька был своего рода знаменитостью, его знала половина Москвы.
Фёдор Иванович был знаком с известным дрессировщиком Владимиром Дуровым. Однажды Дуров продемонстрировал ему номер с собачкой, которая по команде вытащила из кармана певца носовой платок. Шаляпину это так понравилось, что он начал дрессировать Бульку, и научил её "падать в обморок", "умирать" и лежать с вытянутыми лапками и закрытыми глазами, пока ему не скажут "воскреснуть". Все, кто наблюдали эту постановку, от души смеялись.
Возможно, под влиянием своего деда внучка Шаляпина Анжела Фредди-Монтефорте впоследствии стала заводчиком собак.

Ревнивый хозяин Сергей Рахманинов
Сергей Рахманинов испытывал огромную привязанность к пушистому псу породы леонбергер по кличке Левко. Его Рахманинову подарила русская певица Татьяна Любатович в годы, когда они вместе работали в Частной русской опере Саввы Мамонтова. Так Левко, или, как его ещё ласково называли, Ленюшка, вошёл на долгие годы в жизнь музыканта. Спокойный и уравновешенный, пёс был похож характером на своего хозяина, всегда внимательно слушал его игру на фортепиано и чутко улавливал настроение.
Рахманинов очень ревниво относился к своей собаке и ужасно боялся, как бы она не привязалась к кому-то другому, поэтому всегда кормил её сам и не отпускал от себя ни на шаг.

Дрессировщик Арам Хачатурян
В одной из двух тетрадей "Детского альбома" Арама Хачатуряна есть очень грустная пьеса "Лядо серьёзно заболел". В ней отражены переживания ребёнка из-за болезни его любимой собаки. Лядо – красивый белый королевский пудель, которого обожали дети и племянники композитора. Они с ним охотно играли, водили гулять, расчёсывали кудри, купали и очень переживали, если ему нездоровилось. Имя собаки композитор сложил из двух нот – "ля" и "до". Хачатурян иногда в шутку называл его "великий гуманист", когда тот бросался в бой со злыми дворовыми собаками. Пудель обожал своего хозяина. У них был отработанный цирковой номер. Арам Ильич клал на нос Лядо кусочек сахара, по команде пёс подбрасывал его, хватал на лету и быстро разгрызал.

Коты и собаки Петра Чайковского
Пётр Ильич Чайковский любил кошек и блестяще воплотил их образы в балете "Спящая красавица". В третьем акте, на торжествах по случаю свадьбы принцессы Авроры и принца Дезире, на сцене встречаются персонажи почти всех сказок Шарля Перро. Гости свадьбы смотрят на дуэтный танец Кота в сапогах и Белой кошечки, который разыгрывают гобой и флейта. Кошачье "мяу" имитирует гобой.
Не менее нежно Пётр Ильич относился и к собакам: в квартире у него жил пёс Бишка, которому он даже посвятил шуточный романс, где есть такие строки: "Собака низкая, бессовестная Бишка, ты изменила мне, оставила меня".

Кошачьи страсти Игоря Стравинского
Композитор Игорь Стравинский обожал кошек до такой степени, что говорили, что даже своих детей автор "Кошачьих колыбельных" не обнимал с такой нежностью, как питомцев. Было время, когда в его доме жили сразу три кошки – Панчо, Василий Васильевич и Челеста. Больше всех любили избалованного Ваську. Поначалу этот кот царствовал в доме один. Но когда Стравинские взяли ещё одного кота, Василий Васильевич так расстроился, что серьёзно заболел. Хозяева были вынуждены отвезти новичка подальше от дома и отпустить, привязав ему на шею записку, в которой говорилось, что его можно подобрать. Однако кот не согласился с такой судьбой, нашёл дорогу обратно и прижился в семье.

Кот оценил пение Антонины Неждановой
У семейной пары, дирижёра и композитора Николая Голованова и оперной певицы Антонины Неждановой, не было детей. Свою заботу и нежность они отдавали домашним любимцам, среди которых были пудель Женька, собаки Тиля, Снежка и Садко, а также кот Фуга. Николай Семёнович вёл автобиографическую хронику, последняя запись в которой была посвящена Садко, любимой собачке Антонины Васильевны. Кличка собаки не случайно повторяла название оперы Николая Римского-Корсакова. За музыкально-театральную интерпретацию этой постановки в Большом театре Николай Голованов был удостоен Сталинской премии I степени.
В Музее музыки также хранятся трогательные записки сестры дирижёра Ольги Головановой, сочинённые от имени кота Фуги и предназначенные его хозяйке Антонине Неждановой. В них Фуга сердечно приветствовал выступления выдающейся оперной певицы, которыми наслаждался по радио ввиду того, что не имел возможности посетить театр.

