В 1955 году легендарный авиаконструктор Андрей Туполев создал современный самолёт для дальних перелётов на реактивной тяге. В 1958 году он его доработал и летать стало безопасно.
Самолёт Ту-104А с бортовым номером СССР-42382, который волею судеб нашла Мария, был готов к эксплуатации 29 июня 1958 года, его разработкой занималось КБ Туполева (ныне – АО "Туполев").
Железная птица летала из аэропорта Внуково, где базировалась, не только по всему Союзу, но и за границу. Побывала в Лондоне, Амстердаме и Копенгагене.
В новосибирский аэропорт Толмачёво он попал в 1977 году, когда эти самолёты стали выводить из гражданской авиации (на смену пришли более современные Ту-134 и Ту-154).
Многие Ту-104 в те времена утилизировали на металлолом, а нашему 42382 повезло – его приметил Валерий Рыцарев, выпускник МАИ, который работал в Новосибирском Академгородке, в Институте теоретической и прикладной механики СО АН СССР (ныне СО РАН) и занимался исследованиями в области аэродинамики.
Для экспериментов ему нужна была летающая лаборатория на базе планёра, летательного аппарата без двигателя.
Рыцарев решил заполучить Ту-104А в качестве памятника техники и устроить в салоне учебный класс. Он приехал в Москву, обратился в Министерство гражданской авиации. Не с первого раза, но ему все-таки разрешили перегнать самолёт. Задача оказалось чрезвычайно сложной: на аэродроме Бердск-Центральный недалеко от Новосибирска была грунтовая полоса, рассчитанная максимум на "кукурузники". Посадить столь тяжёлую машину могли лишь пилоты высокой квалификации. И снова повезло: такой экипаж был найден.
27 июня 1978 года Ту-104А плавно приземлился под Бердском.
Рыцарев создал на аэродроме небольшой музей под открытым небом. Ту-104А стал служить местом обучения подростков, которые мечтали покорять небо.
После смерти Рыцарева для самолёта наступили тяжёлые времена. В 90-х ветеран гражданской авиации оказался никому не нужным и уязвимым: гнил под открытым небом на заброшенном аэродроме, со сломанными открытыми дверьми и разграбленной кабиной экипажа. Что не своровали, то разбили.
Любовь с первого взгляда
Мария Карманова, учёный, доктор физико-математических наук из Института математики им. С.Л. Соболева СО РАН, впервые в жизни полетела на самолёте в начале 2000-х, будучи ещё студенткой третьего курса университета.
– Всё мне было интересно, я смотрела в иллюминатор Ту-154 и пыталась понять, как такая тяжёлая машина может так красиво летать и мягко приземляться, – улыбается в разговоре с Metro Мария. – Стала изучать авиационную техническую литературу. В общем, влюбилась в эти большие железные птицы.
О существовании Ту-104А на аэродроме Бердска Мария узнала от знакомых. Небольшой компанией они поехали посмотреть на самолёт. И это была любовь с первого взгляда.
Первый раз, оказавшись в кабине самолёта, она не смогла сдержать эмоции. Девушка была потрясена красотой и сложностью устройства самолёта-легенды. Но состояние воздушного судна оставляло желать лучшего!
– Когда я первый раз зашла в самолёт, часть приборов была вырвана, другие вдребезги разбиты, вместо стрелок стояли спички, – вспоминает Мария. – Его состояние меня расстроило. Я посчитала, что этот самолёт, один из наших первых гражданских авиалайнеров, который перевозил тысячи людей на протяжении 20 лет, достоен лучшей жизни. И решила, чего бы мне это ни стоило, его восстановить.
Мария начала собирать информацию по крупицам. Сначала она обратилась в Новосибирский авиационно-технический клуб на аэродроме Бердск-Центральный, в поисках людей, которые на этой машине летали. Лётчика удалось найти в Западно-Сибирском управлении гражданской авиации. Он поделился руководством по лётной эксплуатации (РЛЭ) и телефоном коллеги – бортмеханика, у которого нашлась и важная техническая литература.
– РЛЭ и описание спецоборудования Ту-104 – мои первые книги, по которым я начала подробно восстанавливать списки необходимого оборудования, – говорит учёный. – Начала искать в Сети на специализированных форумах. Какие-то детали находила на известных наших и зарубежных сайтах объявлений. Некоторые детали сохранились у планеристов, кое-какое оборудование дарили неравнодушные люди.
Приборы прибывали в Новосибирск со всех концов России. Детали от самолёта присылали из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Калининграда, Сыктывкара, Южно-Сахалинска.
– Штурвал мне подарил коллекционер из Москвы, а крышку для штурвала – сын одного из начальников цехов Внуковского авиаремонтного завода №400, где этот самолёт раньше ремонтировали, – рассказывает Мария. – Параметрический самописец МСРП-12-96, теперь его называют "чёрным ящиком", передали из Подмосковья, из Егорьевского авиационного училища. Энтузиаст из Барнаула недавно привёз радиопередатчик РСБ-70 в практически идеальном состоянии. Раньше к самолёту были прикручены две сварные лестницы каждая по 1,5 тонны, что для него крайне неполезно – давили на конструкцию. Они были демонтированы, и сейчас около аварийного выхода стоит трап. Его подарил аэропорт Толмачёво.
Приборные панели в кабине Мария сама собрала через 5 лет после начала восстановления. В 2020 году ей удалось найти редчайшее оборудование – секстант СП-1М. Это астронавигационное оборудование, установленное в Ту-104А, чтобы он мог при необходимости лететь при помощи астронавигации, то есть ориентироваться по Солнцу, Луне, звёздам, планетам, прямо как древние мореплаватели.
– Основное астронавигационнное оборудование – это астрокомпас, ДАК-ДБ-5, представляющий целую систему: вычислитель, индикаторы и другие элементы оборудования, – объясняет Мария. – Это оборудование сейчас редкое, потому что практически нигде не используется. Все приборы, которые я достала – работающие или ремонтопригодные.
Сегодня Ту-104А находится под охраной ДОСААФ и Марии лично. В команде 10 добровольцев, также влюблённые в самолёт. Сложные работы делают профессиональные авиатехники. Ребята мечтают, чтобы самолёт вновь вернулся в небо. Это задача максимум, а задача минимум – сделать там музей, чтобы подростки и романтики-взрослые могли прийти и увидеть этот величественный памятник советской авиации.
Бывали случаи, когда посетители приходили посмотреть на Ту-104А, а затем присоединялись к команде единомышленников.
– Конечно, я много прочитала об истории моей "тушки". Когда-то у него была на бортах рыжая полоса, с ней он даже засветился в фильме "Коротко лето в горах", а в 1974 году ему сделали унифицированную окраску – с синей полосой, – говорит Мария. – От моего дома он находится на расстоянии в 40-50 км, и мы встречаемся по выходным, если позволяет погода. Бывает, навещаем его с ребятами вечером после рабочего дня. Все двери закрыты, теперь его никто не потревожит. У меня три кота и кошка, и для меня он как пятый кот.
Справка
В СССР всего произвели 205 самолётов Ту-104. Из тех, что уцелели: 10 находятся в России, 3 в Чехии, кабина находится в частном музее в Риге и 3 лайнера были на Украине. Оборудование сохранилось у 4 машин в России: в Музее истории гражданской авиации в Ульяновске, Музее ВВС в Монино (там находится самолёт, который летал с космонавтами на невесомость по параболе), один – на учебном аэродроме СГАУ в Самаре и один – у Марии, на аэродроме Бердск-Центральный.