Сказка в рисунке: как четыре художницы искали визуальные образы народной мудрости

На днях на аудиоплатформе "Толк" завершился первый сезон подкаста, посвящённого сказкам разных народов. Визуальные образы сказок (обложки) широко разошлись в Сети, пользователи отмечали как их красоту, так и точность, с которой были воссозданы образы
Ксения Драныш рисовала цветной тушью, которая растекалась по мокрой бумаге, а потом, засыхая, создавала мерцающую сказочную атмосферу.
Предоставлено Ксенией Драныш

Создать обложки пригласили художниц, принадлежащих к народностям, о которых идёт речь в сказках. Metro поговорило с художницами о том, что в своих народных сказках они считают главным и почему. 

Ксения Драныш. Русская сказка "Емеля-дурачок"

Ксения Драныш нарисовала портрет одного из самых известных персонажей русских сказок – Емели-дурака.
Предоставлено Ксенией Драныш

 – Я рисовала цветной тушью, чтобы создать мерцающий эффект, уносящий в сказочную атмосферу. Перед тем как мне предложили нарисовать иллюстрацию для подкаста, я посмотрела советский фильм "По щучьему велению", и образ героя вдохновлён образом Емели из фильма, – рассказала Ксения Драныш. – Сказку про Емелю я знаю с детства, как и многие другие, и, естественно, сказки об исполнении желаний вызывали у меня восторг. Я воспринимаю Емелю как древнейший архетип, как карту Таро "Дурак". У этой карты бесконечный потенциал, она олицетворяет невинность. Дураку только предстоит начать путешествие, которое сформирует его характер и разовьёт в нём новые качества. 

Сюжет. Вопреки своей лени Емеля пошёл к проруби за водой и выловил оттуда всемогущую Щуку. Теперь "по щучьему велению, по Емелиному прошению" все дела у него сами собой делались. И царская дочь полюбила его, и новый дворец Емеля для царя построил – не сам, конечно, по "щучьему велению". 

Мораль: одна из самых спорных русских сказок тем не менее говорит о том, что хотя бы раз, но сделать над собой усилие и встать с печи всё же придётся.

Виктория Попова. Еврейская сказка "Мальчик Бебеле"

При создании этой иллюстрации Виктория Попова вдохновилась витебским периодом творчества Марка Шагала.
Предоставлено пресс-службой Дома культуры "ГЭС-2"

– Сначала я думала изобразить интерьер дома старика со старухой, посмотрела много фотографий, изучила витебский период творчества Марка Шагала, иллюстрации Эля Лисицкого к еврейской народной сказке "Козочка", – рассказывает Виктория Попова. – Мне не хотелось скатываться в умильность, поэтому я тщательно работала над обликом мальчика Бебеле: он мне кажется острым и упрямым. Теперь мне хочется проиллюстрировать целую книгу, чтобы изобразить всех-всех.

Сюжет. Маленький мальчик, размером с фасолинку, собирался отнести обед отцу в мастерскую, но отдал его голодному нищему. На обратном пути Бебеле попадает в разные передряги, одна из которых чуть не стоила ему жизни. Но всё закончилось хорошо – благодаря нищему, которому мальчик помог. 

Мораль: однажды сделанное доброе дело всегда воздастся тебе сторицей.

Марал Кайтмазова. Аварская сказка "Дочь морского царя"

По мнению художницы Марал Кайтмазовой, эта аварская сказка напоминает "Конька-горбунка" Петра Ершова.
Предоставлено пресс-службой Дома культуры "ГЭС-2"

– Эта сказка напоминает всем известную сказку "Конёк-горбунок" Петра Ершова, – считает Марал Кайтмазова. – Подобные сказания встречались у разных народов, в том числе на Кавказе. Я хотела показать богатую палитру цветов, присущую волшебным мирам. Динамичность изображения отражает динамику самого повествования. Моими источниками вдохновения были кавказский традиционный костюм, турецкие миниатюры и русский фольклор.

Сюжет. Храбрый юноша отправился на поиски морского белого коня, приснившегося его отцу. Преодолев все испытания и главное – страх, он обрёл не только коня, но и прекрасную невесту – дочь Морского шаха. 

Мораль: единственное, что нам мешает на пути к мечте, – собственный страх.

Нелли Акчурина. Башкирская сказка "Падчерица"

Волшебный лес Нелли Акчурина обозначила башкирским символом плодородия – кускаром (спиралевидный узор, напоминающий бараний рог).
Предоставлено пресс-службой Дома культуры "ГЭС-2"

– Работа выполнена в технике коллажа с использованием авторских выкрасок бумаги и дополнена графикой. В центре я изобразила двух сестёр в национальных головных уборах кашмау. Над ними светит месяц, а вокруг простирается тайный лес, прорисованный кускаром – узором, являющимся башкирским символом плодородия. Видны и два клубочка, которые укатились в лес, их надо непременно найти сначала одной сестре, потом – второй, – поделилась Нелли. – Мне лично особенно нравится эта сказка, потому что там главным образом фигурируют клубочки шерсти – я сама помимо рисования тку ковры, вышиваю и создаю перформансы с клубками.

Сюжет. Жили у мачехи две дочери – одна родная, но злая, вторая – падчерица, отзывчивая и трудолюбивая. Как-то у падчерицы укатился клубок с нитками в лес, ушла она на его поиски, а вернулась с богатством. Тогда мачеха отправила и родную дочь в лес – вслед за волшебным клубком. Но злая девушка вернулась со змеями и лягушками. 

Мораль: что посеешь, то и пожнёшь.