"Смартфон-фейс" – так в Сети называют лица людей, которые однозначно видели смартфоны

Но сильно ли наши черты отличаются от черт предков и что конкретно делает лицо "смартфон-фейсом"? Metro разобралось в вопросе
"Смартфон-фейс" – так в Сети называют лица людей, которые однозначно видели смартфоны
Скриншот тизера к фильму
Тимоти Шаламе показался многим киноманам не совсем подходящим для роли Генриха V в историческом фильме «Король» именно из-за его "смартфон-фейса"

Свидетели смартфона

В Сети новый тренд: вычислять, "смартфоновое" ли у человека лицо (на английском термин звучит как smartphone face) или нет. Началось всё с того, что на одном из кинофорумов люди начали обсуждать, почему некоторые актёры смотрятся в исторических фильмах органично, а другие нет. В пример привели популярного Тимоти Шаламе, который, по мнению киноманов, ну никак не похож на сурового Генриха V. "У него по лицу видно, что он видел смартфон!" – написал кто-то из пользователей. Так термин "смартфоновое лицо" и закрепился на просторах Интернета. 

В феномене попыталось разобраться издание Dazed. Для этого журналисты обратились к профессору Корнеллского университета, специалисту в области эволюции человеческого лица Майклу Шихану. И – неожиданно! – он сказал, что за последние 50–100 лет черты людей практически не изменились.  

– Различия во внешности людей, которые жили в прошлом веке, и людей современных – это лишь результат изменений стиля, ухода за собой и улучшения питания. Эволюция лица тут ни при чём, – рассказал Шихан.  

Очевидно, что никто из лидеров хиппи не мог похвастаться белоснежными винирами, а революционерки не сумели бы сохранить идеальную гладкость кожи без ботокса и филлеров. 

С западным коллегой согласен наш российский антрополог и культуролог Елена Петровская: 

– Ключевые изменения во внешности человека происходят на протяжении огромного времени, и это явно не полвека-век.  

Актёрам доверять нельзя 

Если судить о том, как люди выглядели в 20-м веке, мы можем по фотографиям, то образ человека из Средневековья мы вообще можем воссоздать крайне условно. Поэтому решить, насколько мы похожи на людей, живших несколько веков назад, сложно. 

– Нельзя сказать, что вот мы посмотрим на человека современного и человека из 16-го века и сразу поймём, кто откуда, – говорит Петровская. – Образ человека из прошлого, как ни крути, создан сегодня. Все восстановленные лица – это результат работы современных технологий. Ориентироваться на живопись и гравюры тоже нельзя на все сто процентов. Мы не можем утверждать, что именно так выглядели люди раньше.  

Поэтому "смартфон-фейс" – концепция спорная. Да, портреты современных  людей могут угадываться по более здоровой коже, по следам от уколов красоты и пластической хирургии. Но, скорее всего, это единственное, что отличает нас от людей, живших десятки и сотни лет назад, и никакого особенного "смартфонового" лица у нас нет. 

– Имейте в виду, что актёры никогда не передают реальные образы людей, которые сейчас живут на планете, – считает Петровская. – Актёры на то и актёры, что всегда уклоняются от того, как выглядят натуральные люди. Поэтому судить по ним о внешности современного человека нельзя.