
Мэр Москвы Сергей Собянин совместно с генеральным директором — председателем правления ОАО "РЖД" Олегом Белозеровым открыли новый московский городской вокзал Петровско-Разумовская на первом Московском центральном диаметре (МЦД-1). Поезда начали делать здесь остановки впервые — ранее на этом участке станции не было.
Собянин подчеркнул, что открытие этого объекта является частью строительства крупного транспортного узла, который объединит несколько проектов. По его словам, в будущем будет возведена вторая очередь вокзала для обслуживания МЦД-3, а также третья очередь — для будущей высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург. При этом вторую и третью очереди планируется запускать одновременно, поскольку они фактически формируют один транспортный коридор. Мэр отметил, что в этом узле пересекутся три железнодорожные магистрали и две линии метро, а пассажиропоток может достигать примерно 100 тысяч человек в сутки. Он также поблагодарил ОАО "РЖД" за совместную работу и подтвердил, что все строительные работы были завершены в установленные сроки.
Белозеров в свою очередь выразил благодарность мэру и специалистам транспортного комплекса Москвы, отметив, что внедрение таких проектов позволяет улучшить качество обслуживания пассажиров. Он отметил использование уникальных решений, в том числе технологий для поддержания комфортного температурного режима в холодное время года и создания безопасной среды для пассажиров. Генеральный директор ОАО "РЖД" подчеркнул, что Московские центральные диаметры подтверждают роль железной дороги как транспорта мегаполиса: с момента запуска первого диаметра шесть лет назад открыты четыре диаметра, которые перевезли уже 1,6 миллиарда пассажиров. По его словам, опыт московских МЦД активно внедряется в других российских городах — от Калининграда до Южно-Сахалинска.
Новый вокзал Петровско-Разумовская построен на перегоне между станциями Тимирязевская и Окружная, рядом с пересечением МЦД-1 и МЦД-3. По словам Собянина, это важный этап транспортного строительства города. Вокзал стал мощным пересадочным узлом, соединившим линии метро Серпуховско-Тимирязевскую и Люблинско-Дмитровскую с МЦД-1 и МЦД-3. Переход между станциями метро и вокзалом занимает менее пяти минут.
Кроме того, здесь появилась первая пересадка между МЦД-1 и МЦД-3 протяжённостью около 700 метров, которая занимает около 10 минут пешком. Создана также дополнительная безопасная пешеходная связь между районами Тимирязевский и Марфино. Открытие нового вокзала улучшило транспортное обслуживание более чем 250 тысяч жителей районов Тимирязевский, Бутырский, Останкинский и Марфино.
С введением в эксплуатацию Петровско-Разумовской пассажиры МЦД-1 и МЦД-3 получили новые варианты маршрутов и возможность экономить до 25 минут в пути. Например, от Сколкова до Останкина теперь можно добраться за 45 минут вместо часа 10 минут, а от Долгопрудной до Выхина — за 55 минут вместо одного часа 20 минут. Также открытие вокзала позволит снизить нагрузку на станции метро "Тимирязевская" на 10% и "Окружная" на 5%.
Площадь нового вокзала составляет 7,3 тысячи квадратных метров, здесь построена 275-метровая островная платформа с навесами по всей длине, информационными табло, лавочками и стойками SOS. Пассажирский конкорс соединён с метро и улицей Комдива Орлова, оснащён турникетами, кассами, туалетами и системой динамической навигации. Безбарьерная среда, включающая эскалаторы и лифты, облегчает использование вокзала маломобильными пассажирами, родителями с колясками и владельцами велосипедов и самокатов.
Ожидается, что ежедневно транспортным хабом будут пользоваться около 65 тысяч пассажиров. Следующий этап развития — строительство станции для высокоскоростной магистрали и вокзала МЦД-3. После этого пересадка между диаметрами займёт не более одной минуты, а расстояние сократится с 700 до 50 метров.
С учётом планов развития вокзала и перспективной застройки прилегающей территории (многофункциональные центры площадью более 170 тысяч квадратных метров), к 2030 году пассажиропоток может превысить 100 тысяч человек в сутки.
В рамках плана развития Центрального транспортного узла в 2025 году завершено строительство и реконструкция московских городских вокзалов Петровско-Разумовская МЦД-1 и Курская МЦД-2 и МЦД-4, с новым центром управления и цифровой системой управления. Продолжается строительство и модернизация других МГВ, включая Москва-Сити, Серп и Молот, Железнодорожная, Беговая и Царицыно, а также ремонт Ленинградского вокзала.
В 2025 году обновлён подвижной состав МЦД: в парк поступило 398 современных поездов, средний возраст вагонов снизился с 23 до пяти лет, а доля нового подвижного состава выросла с 5% до 100%. На Ярославском направлении начато обновление поездов МЖД.
Сейчас в Москве работают 88 городских вокзалов, из которых 55 на МЦД, 31 на МЦК и два на Ярославском и Павелецком направлениях. За время работы МЦД пассажиры совершили свыше 1,6 миллиарда поездок. Сегодня сеть из четырёх диаметров протянулась на 303 километра, включает 138 станций и обслуживает до 1,6 миллиона поездок в день, что на 80% больше, чем до запуска МЦД в 2018 году.
МЦД-1 и МЦД-2 изменили восприятие железнодорожного транспорта в Москве, превратив его из дачного в городской. Вокзал Петровско-Разумовская стал 26-й станцией МЦД-1, длина линии — 52 километра между Одинцово и Лобней. Пассажиры могут совершать 23 пересадки на метро, МЦК и другие диаметры, а транспортное обслуживание охватывает 2,3 миллиона жителей Москвы и Подмосковья.
МЦД-3 и МЦД-4, открытые два года назад, сегодня перевозят до 490 тысяч пассажиров в сутки. МЦД-3 протяжённостью 85 километров соединяет 39 остановочных пунктов, включая построенный в 2024 году МГВ Митьково. Запуск третьего диаметра обеспечил транспортное обслуживание свыше 20 районов Москвы и пригородов, включая Зеленоград, Химки, Раменское и Люберцы, а также разгрузил участки метро на 15% и снизил нагрузку на вылетные магистрали на 45 тысяч автомобилей в сутки.
