Собянин сообщил о включении 50 объектов в Единый реестр культурного наследия

"Продолжаем работать над сохранением исторической памяти нашего города. В Единый реестр культурного наследия Москвы внесены 50 объектов. Среди них здания, с которыми связаны судьбы известных людей и знаковые события"
Собянин сообщил о включении 50 объектов в Единый реестр культурного наследия
@ Павел Бедняков / РИА "Новости"
Мэр Москвы Сергей Собянин.

Единый реестр объектов культурного наследия Москвы пополнили 50 памятников архитектуры. Об этом горожанам в личном телеграм-канале рассказал мэр Москвы Сергей Собянин.

В настоящее время в реестре находится 3833 исторических здания и сооружения. Все памятники взяты под государственную охрану. Их владельцы и арендаторы обязаны обеспечить сохранение объектов культурного наследия и содержать их в соответствии с утверждённым предметом охраны.

Здание театра "Эрмитаж" (улица Каретный Ряд, дом 3, строение 1)

В числе 50 объектов, включённых в реестр, – здание театра "Эрмитаж".

История этого здания в саду "Эрмитаж" ведёт свой отсчёт с 16 декабря 1894 года, когда известный московский меценат и театральный деятель Яков Щукин основал театр "Новый Эрмитаж". В 1897-м в нём выступала частная опера Саввы Мамонтова. Здесь также шли знаменитые спектакли, один из них – "Фауст" с участием Фёдора Шаляпина.

14 октября 1898 года на сцене театра "Новый Эрмитаж" состоялся премьерный спектакль Художественно-общедоступного театра Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко (будущего Московского художественного театра) — "Царь Фёдор Иоаннович" с Иваном Москвиным в главной роли. В этом театре также прошла премьера пьесы Антона Чехова "Три сестры".

В 1913 году здесь открылся Свободный театр под руководством Константина Марджанова и Александра Санина. В 1920-х на его сцене режиссёр Сергей Эйзенштейн поставил спектакль "Мексиканец", свою первую театральную постановку. Затем в "Эрмитаже" обосновался Театр имени Моссовета.

В 1978 году здесь начал работать молодой режиссёр Михаил Левитин, ставший впоследствии бессменным художественным руководителем театра. Благодаря ему репертуар театра из эстрадного стал драматическим, на сцене впервые прошли спектакли по произведениям Даниила Хармса. Здание сохраняло свой архитектурный облик, сложившийся в 1950-е годы – тогда оно было реконструировано по проекту архитекторов Михаила Посохина и Ашота Мндоянца. Главный фасад был оформлен двойной колоннадой и увенчан треугольным фронтоном. При включении в реестр объектов культурного наследия Москвы в предмет охраны войдёт декоративное оформление фасадов здания.

Доходный дом А. В. Красногоровой – Блиновых (Старосадский переулок, дом 10, строение 1)

Сейчас это жилой дом, стоящий на углу Старосадского переулка и улицы Забелина. Здание было возведено в два этапа. В 1880-е годы купчихой Акулиной Красногоровой был выстроен двухэтажный доходный дом. В 1900-м его новый владелец – купец Иван Блинов, торговавший свечами и ладаном, – надстроил здание до четырёх этажей.

Во время Первой мировой войны здесь было открыто московское отделение Еврейского комитета помощи жертвам войны, бежавшим с мест оседлости из западных губерний. В советское время квартиры бывшего доходного дома уплотнили и переделали под коммунальное жильё.

В 1920-е и начале 1930-х годов в первом подъезде в квартире 3 у своего родного брата Александра жил Осип Мандельштам. В это время поэт создал несколько произведений, а героем одного из стихотворений ("Жил Александр Герцевич…") стал его сосед по коммунальной квартире – пианист-любитель Александр Беккерман. Мандельштама здесь навещали Анна Ахматова, Арсений Тарковский и Борис Клюев.

До наших дней сохранились подъезд Мандельштама и его парадное оформление с лепниной, витым ограждением лестницы, а также метлахской плиткой. Этот дом является единственным сохранившимся адресом проживания поэта в Москве. Сейчас перед зданием разбит сквер и установлен памятник Мандельштаму. При включении в реестр объектов культурного наследия Москвы в предмет охраны войдут оформление фасадов здания и первого подъезда, ограды с калиткой и сторожки.

Кокоревское подворье (Софийская набережная, дом 34, строение 1)

Это уникальный архитектурный  комплекс, построенный по заказу известного предпринимателя и мецената Василия Кокорева. Подворье стало первым в России деловым центром, объединившим роскошную гостиницу с ресторанами, магазинами и складами.

Подворье начали возводить в 1860 году на участке между Софийской и Болотной набережными, напротив Кремля. Проект разработал архитектор Иван Черник, строительством руководил Антон Булгарин. Оно включало семь корпусов, в том числе гостиницу на 315 номеров, магазины, склады, читальню и ресторан.

Здание гостиницы было оборудовано по последнему слову техники того времени: паровыми лифтами, духовым отоплением, телеграфом и водоснабжением. Техническая новизна сочеталась с выразительной архитектурой гостиницы в русском стиле, которая перекликалась с обликом Кремля. Одной из наиболее ярких деталей стала ажурная чугунная галерея с балконом на изящных столбах, протянувшаяся вдоль всего главного фасада здания, выходящего на Софийскую набережную.

Кокоревское подворье стало самой современной и фешенебельной гостиницей Москвы своего времени. Летом 1866 года здесь разместилась делегация конгресса Соединённых Штатов Америки, прибывшая в Россию с официальной миссией сочувствия по поводу покушения на жизнь императора Александра II. Этот визит широко освещался в прессе и был важным этапом в укреплении российско-американских отношений после окончания Гражданской войны в США.

В разные годы в гостинице жили художники Иван Крамской и Василий Поленов, писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк. В 1867-м здесь останавливался Лев Толстой. Кроме того, тут многократно бывал Пётр Чайковский во время своих визитов в Москву.

В советский период здание использовалось различными ведомствами, а в первой половине XX века было надстроено несколькими этажами – это изменило его исторический облик.

В 2015–2017 годах была проведена масштабная реставрация: восстановлены архитектурное убранство здания и его главное украшение – чугунная галерея. Выполненные работы были высоко отмечены: объект стал лауреатом конкурса правительства Москвы "Московская реставрация". При включении в реестр объектов культурного наследия Москвы в предмет охраны войдут архитектурное оформление фасадов на уровне первых четырёх этажей и чугунная галерея с балконом.

Доходный дом княгини А. П. Голицыной (Большая Никитская улица, дом 24/1)

Здание расположено на пересечении Большой Никитской улицы и Хлыновского тупика. С конца XVIII века Большая Никитская улица стала местом, популярным у знати, о чём можно судить по количеству дворянских усадеб, построенных на ней в это время.

Усадебная жизнь не предполагала никакой деловой активности, однако в 1836 году владелицей участка стала княгиня Александра Голицына, которая одной из первых среди дворян решила использовать свою землю для получения дохода. Специально для этого в 1839-м по проекту архитектора Михаила Быковского, автора ряда крупных объектов в Москве, в том числе дома Шереметевых на Воздвиженке, был построен четырёхэтажный доходный дом с торговыми помещениями на первом этаже.

Здание сохранило свою первоначальную конфигурацию и оформление фасадов первой трети XIX века. В советское время были утрачены только балконы. Интересным выглядит оформление четвёртого этажа: строгость прямоугольных окон немного сглажена пилястрами с лепными капителями, а боковые окна имеют арочное завершение. Также привлекает внимание венчающий карниз большого выноса на кронштейнах.

В 1860-х на Большой Никитской улице была открыта Московская консерватория. Близость доходного дома к музыкальному учебному заведению объясняет то, что в 1877 году именно здесь жил Пётр Чайковский, работавший в то время над оперой "Евгений Онегин". Этот дом стал последним пристанищем композитора на родине.

С доходным домом А. П. Голицыной связано ещё одно творческое имя. В 1880-х годах в здании располагалось ателье модной закройщицы Ольги Суворовой, державшей при нём школу кройки и шитья. В ней училась будущая знаменитая кутюрье Надежда Ламанова. Здесь же она открыла небольшое портновское заведение – свой первый рабочий адрес. При включении доходного дома княгини А. П. Голицыной в реестр объектов культурного наследия Москвы в предмет охраны памятника войдут оформление уличных фасадов, своды в подвале и чугунная лестница.

Дом архитектора С. М. Гончарова (Трёхпрудный переулок, дом 2а)

Здание на углу Трёхпрудного и Большого Палашёвского переулков – особняк известного московского архитектора эпохи модерна Сергея Гончарова, который построен им на семейном участке в 1885 году.

Расположенный недалеко от Патриарших прудов дом выделяется своим оригинальным оформлением главного фасада, где соединились черты двух архитектурных стилей – эклектики и модерна. Классический портик над главным входом и рустованные наличники соседствуют с интерпретированными в духе нового времени квадратными полуколоннами оконных проёмов верхних этажей.

Владельцы дома Гончаровы переехали в Москву в 1891 году из своего имения в Тульской губернии. Интересна родословная Сергея Гончарова: он состоял в родстве с Натальей Пушкиной – его прадед был её отцом.

Однако известен дом не только благодаря Сергею Гончарову и его предкам. Он стал мастерской сразу двух знаменитых художников авангарда – Натальи Гончаровой (дочери архитектора) и её мужа Михаила Ларионова, а также своеобразным центром культурной жизни, где бывали антрепренёр и меценат Сергей Дягилев, художники Аристарх Лентулов, Илья Машков, Пётр Кончаловский и другие.

Дом в Трёхпрудном переулке оставался мастерской до 1915 года. Художниками-авангардистами создано множество известных произведений, среди которых хранящиеся в Третьяковской галерее картины "Отдыхающий солдат", "Весна. Из цикла "Времена года", "Натюрморт с ананасом", "Пустота".

После возвращения раненого Михаила Ларионова с фронта Первой мировой войны семья навсегда уехала в Париж по приглашению Сергея Дягилева для работы над "Русскими сезонами". При включении дома архитектора С. М. Гончарова в реестр объектов культурного наследия Москвы в предмет охраны памятника войдёт оформление уличного фасада.