
Сергей Собянин принял участие в торжественном запуске проходки тоннелей на Бирюлевской линии метро в столице. Первым стартовал правый перегонный тоннель протяженностью 1,67 км между станциями "Остров Мечты" и "Кленовый бульвар". Его диаметр составит шесть метров. Вскоре будет начато строительство второго, левого тоннеля на этом же участке. Часть тоннелей пройдет под Москвой-рекой, что создает значительные инженерные сложности. Завершить проходку планируется весной 2026 года.
Сергей Собянин отметил, что начавшиеся работы — важный шаг в развитии метрополитена: он напомнил, что появление метро в Бирюлево Восточном и Западном жители ждали давно.
Возведение линии будет происходить поэтапно. Первый участок — от станции "ЗИЛ" до "Курьяново", включающий четыре станции и 8,65 км путей, должен быть готов в 2028 году. Второй этап, охватывающий шесть станций от "Курьяново" до "Бирюлево" и 13,55 км тоннелей, планируют завершить в 2030 году.
По словам мэра Москвы, начинается активная стадия строительства: уже работает первый тоннелепроходческий щит, а второй планируется задействовать через несколько месяцев. Он отметил масштабность проекта — более 22 км тоннелей, 10 станций и четыре подземных перехода под Москвой-рекой — и выразил уверенность в успешной реализации.
Ожидается, что после открытия первых четырех станций их ежедневно будут использовать около 32 тысяч человек. По завершении всей линии пассажиропоток возрастет до 170 тысяч в день.
До 2030 года обслуживание движения будет осуществляться из электродепо "Южное". Затем эту функцию возьмёт на себя новое депо "Бирюлевское".
В своем Telegram-канале Сергей Собянин сообщил, что стартовала проходка правого тоннеля между "Островом Мечты" и "Кленовым бульваром" — это начало большого и технически сложного проекта, включающего строительство 10 станций общей длиной 22 км. Работы по возведению станций "ЗИЛ", "Остров Мечты" и "Кленовый бульвар" уже идут.
Бирюлевская линия станет седьмой новой веткой метро в Москве, появившейся с 2014 года. Она обеспечит транспортную доступность для жителей южных районов, включая Бирюлево Восточное и Западное, где к 2030 году будет проживать около 260 тысяч человек.
Первые планы по строительству метро в Бирюлеве датируются 1970-ми годами, когда началась жилая застройка бывшего рабочего поселка, вошедшего в состав Москвы в 1960-м. Линия была включена в Генеральный план 2010 года, а с 2021 по 2023 год по поручению мэра были разработаны проекты планировки.
Будущая линия соединит ЗИЛ с районами Бирюлево, улучшив транспортную ситуацию в южной части города. Проект позволит:
- повысить качество транспортного обслуживания районов с населением более миллиона человек, включая территории в реновации;
- обеспечить удобный доступ к парку "Остров Мечты";
- снизить нагрузку на действующие линии метро;
- уменьшить объём автомобильного трафика на прилегающих дорогах;
- создать новые возможности для пересадок на МЦК, БКЛ, Замоскворецкую, Троицкую линии и Павелецкое направление МЖД.
К 2030 году у новых станций запланировано появление более 400 тысяч рабочих мест.
Бирюлёвская линия будет включать 10 станций:
- "ЗИЛ" — на пересечении проспекта Лихачёва с улицей Братьев Рябушинских, рядом с одноименной станцией МЦК, пересадка на МЦК и строящуюся Троицкую линию;
- "Остров Мечты" — рядом с тематическим парком между проспектом Андропова и Южным ландшафтным парком, пересадка на Замоскворецкую линию;
- "Кленовый бульвар" — вдоль одноименного бульвара у улицы Новинки, пересадка на БКЛ;
- "Курьяново" — вблизи 4-й Курьяновской улицы и Батюнинской;
- "Москворечье" — возле улицы Кошкина и Каширского шоссе;
- "Кавказский бульвар" — рядом с Ереванской улицей;
- "Каспийская" — около пересечения 6-й Радиальной улицы и Проектируемого проезда № 6631;
- "Липецкая" — вдоль одноименной улицы у Педагогической;
- "Лебедянская" — вдоль Липецкой у пересечения с Лебедянской;
- "Бирюлёво" — на Булатниковской улице рядом с железнодорожной станцией Бирюлёво-Пассажирская.
В настоящее время активно идут работы на станциях "ЗИЛ", "Остров Мечты" и "Кленовый бульвар": ведется устройство ограждений и разрабатываются котлованы. На остальных станциях реализуются подготовительные мероприятия.
С 2011 года в рамках масштабной программы развития метрополитена в столице было построено и модернизировано 255,5 километра путей, открыто 123 станции и введены в эксплуатацию 13 электродепо, а также создано Московское центральное кольцо. Совместно с РЖД также запущены линии наземного метро МЦД-1, МЦД-2, МЦД-3 и МЦД-4 — это 303 км путей и 137 станций.
Среди реализованных проектов:
- Люблинско-Дмитровская линия: участки от "Марьино" до "Зябликово" (3 станции) и от "Марьина Роща" до "Физтеха" (9 станций);
- Калининская и Солнцевская линии: от "Новогиреево" до "Новокосино" (1 станция) и от "Делового центра" до "Аэропорта Внуково" (14 станций);
- Замоскворецкая линия: от "Красногвардейской" до "Алма-Атинской" (1 станция), "Технопарк", участок от "Речного вокзала" до "Ховрино" (2 станции);
- Арбатско-Покровская: от "Митино" до "Пятницкого шоссе" (1 станция);
- Таганско-Краснопресненская: от "Выхино" до "Котельников" (3 станции), "Спартак";
- Бутовская: от "Улицы Старокачаловской" до "Битцевского парка" (2 станции);
- Сокольническая: от "Юго-Западной" до "Потапово" (8 станций);
- Некрасовская линия: 8 станций;
- Большая кольцевая линия: 31 станция;
- Троицкая линия: от "Новаторской" до "Новомосковской" (7 станций);
- МЦК: 31 станция;
- МЦД: 137 станций, 53 из которых пересадочные.
Среди электродепо — новые и реконструированные: "Митино", "Братеево", "Печатники", "Выхино", "Планерное", "Нижегородское", "Лихоборы", "Солнцево", "Владыкино", "Руднево", "Сокол", "Аминьевское", "Южное" (также известное как "Братеево-2″).