В послевоенный Горький после амнистии 1953 года возвращается отсидевший срок на Колыме фронтовик-разведчик Иван Астафьев (Андрей Фролов). Не успел он опечалиться, что бывшего зэка не хочет приютить у себя дома даже родной брат (Владислав Ветров), как встречает на улице знакомого милиционера Павла Шведова (Алексей Барабаш), который помогает ему и с работой, и с жильём. Теперь Иван, который в прошлом ещё и чемпион Горького по боксу, обучает рукопашному бою местных правоохранителей.
Методы самообороны весьма востребованны: в городе орудует банда налётчиков под руководством обиженного на советскую власть уголовника Харитона (Александр Балуев) и просто хулиганьё, от которого нет покоя мирным жителям. Налётчики шумно грабят магазины и склады и собирают мзду с директоров предприятий. Вскоре жертвой бандитов становится и брат Ивана вместе с женой (Анна Банщикова). Шведов с коллегами безуспешно пытаются справиться с бандой.
На подмогу горьковским милиционерам прибывает московский следователь Найдовский (Алексей Макаров). Ему приходит в голову идея внедрить Ивана в ряды бандюков...
Впечатления
Поначалу режут глаз и слух несоответствия описываемой эпохе: например, в магазине, куда заявился сразу после тюрьмы приодеться наш герой, фоном звучит американский джаз. Ещё смешнее становится, когда продавщицы, завидев небогато одетого клиента, просят его покинуть помещение со словами: "Вам не по карману!" Судя по всему, сценарист перепутал работников советской торговли с продавцами московского ЦУМа начала XXI века: подобная спесь в послевоенные годы была просто немыслима.
Смотрим дальше. Несчастных жертв бандитских группировок десятками укладывают из автоматов совершенно в духе голливудских гангстерских боевиков 1930-х: энергично поливают пулями, как из шлангов водой, разнося в щепки заодно и стены. Две подруги – милиционер и журналистка – сидят на летней веранде в плетёной мебели с фарфоровыми кофейниками и чашечками с позолотой – мы точно в городе Горький аккурат после смерти товарища Сталина?
Впрочем, довольно быстро все эти неизбежные в сериальной продукции попытки скрестить ужа и ежа ради завлекательной картинки перестают сильно волновать: слишком хорошо закручены все сюжетные узлы этой многогранной истории.
Во-первых, очень удачен и небанален главный герой Иван Астафьев, характер которого интригующе мерцает между положительным полюсом и отрицательным. Он и страдалец, и жестокий хитрец, и благородный, и не очень. Что ни сторона героя – то новый сюжетный поворот, от которого улетают синие фуражки с голов гоняющихся за ним в мотоциклетных колясках милиционеров.
Кипят интриги и в милицейских рядах: тут тебе и глыба горьковской милиции Щуплов в блестящем исполнении Бориса Каморзина, и действующий ему на нервы московский засланный казачок Найдовский (Алексей Макаров), и читающий мысли своей жены (Екатерина Климова) Павел Шведов (Алексей Барабаш). Кстати сказать, любовные страдания милиционеров и не только задуманы и сыграны мастерски: кроме Климовой, блестяще играет роль влюблённой в Ивана девушки Тони Любовь Константинова, которая очень нервно, тонко и глубоко прописывает чувства своей героини.
Что уж говорить о бандитах – для воплощения в жизнь образов нехороших людей брошены лучшие силы. Александр Балуев, Анатолий Журавлёв, Михаил Евланов, Юрий Ицков и многие другие со знанием дела решают судьбы города Горького, играя в опасные игры со свободой и смертью. Вот только, опять же, зачем вкладывать в их уста стройное исполнение силами хора Пятницкого песни "Ты, заря ль моя": соборность и певческая дисциплина так же пристали уголовникам, как советским продавцам – манеры консультантов буржуазных бутиков.