Спрос на русских дизайнеров будет расти, но смогут ли они с ним справиться – вопрос

Мы спросили представителей модной индустрии в России об их планах развития в изменившейся до неузнаваемости обстановке на рынке
Спрос на русских дизайнеров будет расти, но смогут ли они с ним справиться – вопрос
Los Muertos Crew / Pexels
Мир моды в России переживает не самые лучшие времена.

Международная ситуация во многом затронула экономику, и, конечно, среди прочих пострадала и модная индустрия. Многие бренды заявили о своём решении покинуть российский рынок. Казалось бы, это открывает возможности для наших дизайнеров и марок, но сложности сейчас испытывают и российские бренды. 

Нужны ткани, нужна фурнитура

Определённые сложности переживает сегодня и российский люксовый сегмент.

– Русская мода переживает непростые времена, как и многие другие отрасли. Творческим людям в fashion-индустрии необходим доступ к мировым площадкам, ретейлерам, обмену кадрами, идеями: автономное развитие в современном мире сложно представить. Конечно, в условиях сокращения импорта спрос на продукцию русских дизайнеров будет расти, но смогут ли отечественные марки его в полной мере удовлетворить – это вопрос, – подчёркивает дизайнер Игорь Чапурин. – Мы как бренд работаем с зарубежными тканями и фурнитурой, и сейчас, если честно, находимся в поиске путей решения неизбежных проблем, связанных с поставками материалов. Увы, в нашей стране мы пока не можем найти альтернативы качественным тканям из Европы. Сейчас правила игры меняются стремительно, и мы как бренд стараемся работать так, чтобы наши клиенты – как те, кто покупает готовые вещи CHAPURIN, так и те, кто шьёт их на заказ, – никак не пострадали.

"Мы готовы, но готовы ли покупатели?"

Представители компаний с продуктом в среднем ценовом сегменте готовы развиваться, но сомневаются, что покупатель будет к этому готов.

– В обычных обстоятельствах уход одних открывает путь для становления других, но в нынешних реалиях сложно предсказать, останутся ли клиенты платёжеспособными и будет ли спрос на дорогие локальные бренды. Мы думаем, что в нынешней ситуации марки со средним ценовым сегментом, который мы, к счастью, и представляем, имеют шанс на развитие и, возможно, даже перехват luxury-ниши, – уточняет дизайнер Алина Цыганова, креативный директор Subterranei. – Поэтому расширять ассортимент мы лично планируем и пока не будем отходить от запланированной траектории. Из новинок следующего сезона осень-зима – 2022 точно будут пуховики и сумки. 

При этом проблемы с производством у компании тоже вполне решаемы и, если обобщить, сводятся к курсу рубля. 

– Производство у нас целиком и полностью в России. К большому сожалению, ткани у нас в основном импортные: Китай, Турция, Италия... Основные поставки из Китая,  благо с ним всё в порядке. Турция пока санкции тоже не ввела, – уточняет Алина Цыганова. – Те, что итальянские, – возят фурами, так что трудностей при транспортировке метражей возникнуть не должно. Единственная финансовая проблема, которая может возникнуть, это конвертация рубля в валюту при оплате тканей у закупщиков из-за высокого курса.

Наши вопросы мы адресовали и представителям, так сказать, "старой гвардии" – компании "Большевичка". У них есть имя и неплохие костюмы, бренд мог бы развивать сейчас другие направления, занимать освободившиеся ниши, стать современнее. Тем не менее пока компания от комментария решила воздержаться, сообщили нам в пресс-службе бренда. 

Цены уже растут

Цены на товары многих российских брендов выросли, некоторые – вдвое. Так вышло, к примеру, с одеждой 12 STOREEZ. Ценообразование своего бренда очень детально объяснил глава компании Иван Хохлов, опубликовав пост в Instagram.

"50% продукции мы производим полностью за рубежом — платежи за такие изделия осуществляются в юанях, евро и долларах. Оставшиеся примерно 50% мы отшиваем в России, но в себестоимости готового изделия сам пошив теперь составляет всего 20%, а оставшиеся 80% – это материалы и фурнитура, закупаемые по новым курсам в других странах в евро и юанях. Таким образом, суммарно 90% себестоимости изделий зависит от курсов валют, – пишет сооснователь компании. – Почему мы меняем цены на все изделия, ведь много продукции было уже на полках в магазинах, когда началась рублёвая вакханалия на бирже? Дело в том, что пересчитывать себестоимость отдельных изделий крайне сложно. Все валютные платежи за продукцию и материалы проводятся частями: немного авансом перед началом производства, потом — значительная часть перед отгрузкой, и немного — в отсрочку, когда готовый продукт уже в магазине. Поэтому мы пересчитываем всю итоговую себестоимость запасов продукции целиком, а потом делаем изменение цен на всё, что у нас есть на складах, усредняя рост цен всех наших моделей. 

На свой же вопрос, почему нельзя оставить цены как есть, поддержав покупателей, Иван Хохлов ответил честно и прямо – компания хочет выжить. Если сейчас они будут работать в убыток, то не смогут оплачивать счета, размещать заказы на следующие сезоны, платить зарплаты сотрудникам и содержать свои магазины.

В то же время в компании Forward нам рассказали, что пока смогут удерживать цены.

– На данный момент мы приняли решение не поднимать цены... понимая, что спортивная одежда – товар не первой необходимости. Ждём стабилизации ситуации и, исходя из состояния на потребительском рынке, будем адаптироваться к изменяющимся условиям, опираясь на реальные возможности наших клиентов, – объясняет Виталий Цыганков, генеральный директор компании Forward. – Сейчас у нас достаточный товарный запас на складах на текущий сезон весна-лето. Мы обеспечили все наши торговые точки товаром новой коллекции. За счёт собственного производства в России мы оперативно готовы отшивать спортивную одежду и экипировку для команд и комплексно закрывать вопрос дефицита товара западных брендов. Мы не планируем сокращать ассортимент, все наши магазины и точки продаж партнёров обеспечены товаром. 

На уровне правительства

Отрасль российской лёгкой промышленности прекрасно осознаёт, что сейчас пришло время действовать.

– На данный момент мы создали оперативный штаб по реагированию на изменение ситуации в отрасли лёгкой промышленности, собираем проблемные вопросы, которые со стороны предприятий к нам прилетают, в большей степени они касаются каких-то логистических вещей и, конечно, курса рубля, – отмечает Игорь Ульянов, исполнительный директор СОЮЗЛЕГПРОМа (Российского союза предпринимателей текстильной и лёгкой промышленности). – И мы уже отправили пакет первых предложений в правительство, Общественную палату, Торгово-промышленную палату, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Российский союз промышленников и предпринимателей. Это было ещё до 8 марта, сейчас очередной пакет готовим. Есть много направлений, в которых мы просим от правительства какого-то участия, начиная с субсидирования каких-то конкретных вещей, тарифной политики до поддержки системообразующих предприятий отрасли. 

Кстати. Список модных брендов, которые покинули Россию (по состоянию на 11.03.2022,15:56).

– Одежда: Mango, H&M, Asos, Hermes, Gucci, Balenciaga, Yves Saint Lauren, Louis Vuitton, Chanel, Marks&Spencer, Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull&Bear, Stradivarius, Tommy Hilfiger, Calvin Klein, Prada, Levi Strauss&Co, Victoria's Secret, Hugo Boss, Uniqlo.

– Обувь: Crocs, Nike, Adidas, Puma

– Аксессуары: Cartier, Swarovski, Rolex