
Сегодня в массовом сознании православных верующих старцем почитают архимандрита Иеронима (Карпова) – настоятеля Успенского собора в Звенигороде, который исповедует и наставляет приходящих к нему. Он является одним из старейших клириков Русской православной церкви. Большим духовным авторитетом пользуется архимандрит Илларион (Царёв), который принимает христиан в Ключевской пустыни в Мордовии. В Оптиной пустыни есть несколько опытных батюшек, которые имеют много духовных чад и к которым идут люди. Многие их уже считают старцами. Например, архимандрит Антоний (Гаврилов), игумен Тихон (Борисов) – скитоначальник Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни.
Cтарчество – одно из самых ярких явлений в истории Русской православной церкви. Оно очень многогранно и глубоко уходит в духовные традиции народа. Сегодня старцами называют монахов, достигших высокой степени духовно-нравственного совершенства, часто обнаруживающих дар прозорливости, исцеления, наставничества. Однако официально такого сана в Русской православной церкви не существует. И если в греческой традиции, в частности на горе Афон, старцами называют настоятелей монастырей, то в России старцы, как правило, чаще всего простые монахи.
Однозначного мнения, кого считать старцем, не существует. Сегодня принято относить к старцам святых Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Нила Сорского, Зосиму и Савватия Соловецких, Кирилла Белозёрского. В новейшие времена к примерам старчества относят Серафима Саровского и оптинских монахов.
В XX веке старцами считали архимандрита Псково-Печерского монастыря Иоанна (Крестьянкина) и той же обители архимандрита Серафима (Розенберга).
В своей книге "Несвятые святые" митрополит Тихон (Шевкунов) писал, что старчество – удивительное явление ещё и потому, что не пребывает на одном месте, оно странствует по земле, неожиданно расцветая то в заволжских скитах, то в Белобережской пустыни в брянских лесах, то в Оптиной, то в Сарове. Как говорил патриарх Алексий II, подлинный старец прежде всего благодаря высокой духовности бережно относится к каждому конкретному человеку.
В массовом представлении часто старец становится синонимом чудотворца, чуть ли не волшебника, что, разумеется, совсем не так, поскольку христианская концепция отрицает волшебство.
К сожалению, вместе с почитанием старцев возникло и явление так называемого младостарчества. Это происходит, когда малоопытные в духовном отношении люди берут на себя роль духовных учителей. В Церкви считают, что это происходит при попытке выдать свою волю и разум за волю Господа.
Один из примеров младостарчества, или лжестарчества, – бывший игумен Сергий (Романов), лишённый сана решением епархиального суда и отбывающий срок по решению суда светского.