
– Мечеть – старейшая из мусульманских храмов столицы, ей 200 лет. А Татарская слобода (историческая местность, где была возведена мечеть, располагалась в районе Замоскворечье. – Прим. ред.) ведёт свою историю с XIV века, – рассказал на открытии председатель Духовного управления мусульман РФ, муфтий Равиль Гайнутдин.
Быть мечетью, но не выглядеть как мечеть
Первое каменное здание Исторической мечети связано с именем купца первой гильдии Назарбая Хошалова. Исследователи рассказывают, что именно он выкупил для верующих место на Большой Татарской. Разрешение дал лично генерал-губернатор Дмитрий Голицын, который восстанавливал город после пожара 1812 года.
Однако община была вынуждена пойти на условия властей: на здании не позволили возвести традиционный минарет. "Дом... не был бы в виде мечети и не назывался бы мечетью", – говорилось в разрешении властей города. В итоге на средства благотворителей было построено каменное одноэтажное здание, которое не отличалось от соседних домов.
Строил доверенный архитектор Александра Второго
Царь-реформатор Александр Второй, немало сделавший для укрепления межнационального единства империи, разрешил достроить минарет и купол мечети.
Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин сказал Metro: неслучайно это случилось при Освободителе, ведь именно при нём наблюдалась оттепель в разных сферах жизни (в том числе и религиозной).
– В Российской империи создавалась тогда многоуровневая идеология, включавшая в себя наличие разных религиозных конфессий, – рассказывает религиовед.
Работы выполнил архитектор Дмитрий Певницкий, который был на хорошем счету у царя: в 1858 году выполнил эскиз киота для креста Петра Первого, за что был удостоен благодарности. Певницкий в принципе был известным в Москве архитектором: среди его работ – доходные дома и православные храмы, здание Госбанка в Архангельске. Район, где была построена Историческая мечеть, он хорошо знал, так как работал участковым архитектором Пятницкой части Замоскворечья.
– Получить разрешение на строительство мечети вне национальной территории (Уфимского духовного управления. – Прим. ред.) было сложно – культовые сооружения должны были сливаться с городской застройкой. Поэтому и пригласили русского архитектора, создавшего здание, которое должно было сливаться с постройками Замоскворечья, – отмечает Лункин.
После реконструкции под руководством Певницкого молельный зал мечети расширился до 1500 человек.
Миллионер-меценат
Татарский купец Салих Ерзин, на средства которого была перестроена мечеть, начал свой путь в торговле мальчиком на побегушках у местного богатея. И в результате... женился на его дочери! А своё состояние Ерзин сделал на торговле бухарским хлопком, став создателем компании "Восточный торговый дом Салих Ерзин и сыновья".
Ерзин проявил себя и в благотворительности, помогая как малоимущим мусульманам, так и православным. В 1915 году благодаря деньгам Ерзина рядом с Исторической мечетью было построено и здание духовного училища – медресе.
Вскоре в помещении мечети появилась роскошная старинная люстра, ранее украшавшая главный молельный зал мечети второго мусульманского прихода Москвы. Люстра была передана в дар от семьи попечителя (мутаваллия) мусульманского прихода Мирзы Мухаммеда Вагапова и его торгового компаньона Алексея Шимко.

Имамы Исторической мечети: полиглот, знаток Китая
Первым имамом Исторической мечети стал Сейфуль-Мулюк Асхапов. Сведений о нём не сохранилось. Гораздо больше известно о следующих имамах: Рафеке Агееве и его сыне Хайретдине Агееве.
Благодаря Агееву-старшему мусульманская община Москвы получила чёткую организацию. Его сын стал известным популяризатором татарского языка в России. Агеев-младший владел восемью языками, был переводчиком при Оружейной палате, перевёл на русский несколько памятников арабской культуры и был произведён в почётные граждане Москвы.
Судьба последнего советского имама мечети Абдуллы Шамсутдинова сложилась трагически. За свою жизнь он успел получить духовное образование в Бухаре и даже поработать имамом в Кульдже на северо-западе Китая. Однако в 1936 году попал под каток репрессий и был расстрелян по надуманному обвинению. Супруга имама тоже погибла в тюрьме НКВД. А Историческая мечеть была закрыта...
– Многие сегодня забывают, что новомученики есть не только в РПЦ. Репрессированный имам Исторической мечети тоже может считаться новомучеником, – говорит Лункин.
Мечеть против гравёров
Несмотря на репрессии, многие мусульманские священнослужители, как и представители православного духовенства, активно участвовали в защите страны от нацистов. Cтоличные татары во главе с генералом-артиллеристом Якубом Чанышевым пытались возвратить здание Исторической мечети верующим. Однако эти попытки ни к чему не привели.
В послевоенное время в здании мечети находились организации ДОССАФ и гражданской обороны. В 1967 году в разгар государственной борьбы с религией минареты были снесены. В позднесоветские времена в здании находился печатный цех издательства "Художественная гравюра".
Решение о передаче мечети верующим было принято лишь в 1990 году. Гравёры, жившие в здании, и жители окрестных домов поначалу воспротивились этому, но в 1991-м всё разрешилось благополучно.
– Россия позиционирует себя, с одной стороны, как страна, относящаяся к христианской цивилизации, а с другой, будучи азиатской, делает акцент на исламе, – говорит Metro Юрий Мавашев, директор Центра изучения новой Турции. – Главными носителями исламского вероучения в нашей стране традиционно выступают татары. Неслучайно объект, о котором идёт речь, также называют первой татарской мечетью. Когда-то синергия русских и татар – православных и мусульман – и создала Россию в том виде, в каком её знаем мы, да и весь мир.