
С 1 февраля Дания, Норвегия, Швеция, Франция, Германия, Великобритания, Нидерланды и Финляндия будут платить 10-процентную пошлину за экспорт в США, написал Дональд Трамп в соцсети TruthSocial. А с 1 июня она будет увеличена до 25%, если вопрос с Гренландией не будет решён.
Как объяснил американский президент, список стран был выбран неслучайно — именно они "приехали в Гренландию с неизвестными целями" и играют в "очень опасную игру". Ранее перечисленные государства отправили небольшое число военнослужащих на остров, поскольку Дания заявила, что намерена продолжить реализацию планов по обеспечению "более масштабного и постоянного" военного присутствия НАТО. Хотя пока что речь идёт всего о нескольких десятках человек, отправленных союзниками Дании.
— Трамп продолжает давить на Европу из-за Гренландии, но пока это давление не столько экономическое, сколько моральное, — рассказал Metro советник директора Российского института стратегических исследований (РИСИ) Дмитрий Буневич. — И важно учитывать, что Трамп вводит тарифы не против всех стран Европейского союза, а только в отношении тех, кто особенно яро поддерживает интересы Копенгагена.
Таким образом он провоцирует раскол внутри Европы, отметил Буневич, а также показывает тем, кто пока не решился поддерживать Данию, что они могут рассчитывать на благосклонность американского лидера.
— Насколько же серьёзными будут последствия от новых ограничений, говорить пока что сложно, — подчеркнул эксперт. — Европейцы в целом серьёзно ухудшили своё экономическое положение за последние 5–7 лет. Это связано с ситуацией вокруг Украины и с разрывом экономических связей с Россией. Также на них негативно отразился кризис на Ближнем Востоке, который отрезает Европу от энергоносителей и ставит её в зависимость от поставок из США. В регионе и так много проблем — тарифы Трампа просто станут ещё одной капелькой в чаше экономических трудностей ЕС.
Как пишет The Economist, в качестве ответа Европа может прибегнуть к ответным экономическим наказаниям, в числе которых введение зеркальных санкций и пошлин, а также аннулирование торгового соглашения, которое было подписано в 2025 году. Однако Буневич предполагает, что пока что серьёзных контр­мер ждать не стоит:
— Скорее, напротив, будут наблюдаться попытки договориться.
При этом внутри США консенсуса о статусе Гренландии нет — партия демократов и вовсе сообщила о намерении заблокировать решение Трампа, отметив, что "он вводит пошлины на ближайших союзников и наносит ущерб экономике страны".
Так что получится ли у Трампа в итоге заполучить Гренландию — вопрос также открытый, считает Буневич, ответ на него сложно прогнозировать.
— Но мы видим, что заинтересованность Трампа в контроле над островом, который и так в определённой степени у американцев есть, — это всё-таки не случайность, не какой-то такой эпатажный взбрык, а достаточно продуманная политика, как в случае с Венесуэлой.
