"У меня тираж больше, чем у Донцовой": кем стали ключевые ставленники Ельцина

1 февраля исполнилось 95 лет со дня рождения первого президента России Бориса Ельцина, одного из самых противоречивых политиков 1990-х. С именем Ельцина связана не только победа над путчистами в августе 1991-го, но и расстрел Белого дома, дефолт и война в Чечне. Metro вспоминает ныне здравствующих ключевых персонажей его эпохи
"У меня тираж больше, чем у Донцовой": кем стали ключевые ставленники Ельцина
VITALY ARMAND / AFP
Ельцина окружали телохранители, премьеры, демиурги.

Сергей Кириенко. В 1998 году – глава правительства, сейчас – первый замглавы администрации президента

Кириенко остаётся единственным высшим чиновником, чья карьера началась ещё в "ельцинскую эпоху". Уроженец Нижнего Новгорода, он пришёл на работу в правительство Виктора Черномырдина из нефтяного бизнеса. Апогеем его стремительного взлёта стал пост председателя правительства, который он занял в апреле 1998 года.

На его премьерство пришёлся на экономический кризис в августе 1998 года и дефолт по государственным краткосрочным обязательствам (ГКО). На фоне этих событий правительство Кириенко было отправлено в отставку.

Александр Шохин. В 1996–1997 гг. вице-премьер, сейчас – глава РСПП

Шохин начал министром труда в первом постсоветском правительстве премьера Ивана Силаева. Это было время, когда в стране создавалось новое трудовое законодательство. Он также работал министром и в правительстве премьеров Егора Гайдара, а затем – Виктора Черномырдина.

В настоящее время Шохин уже более 20 лет возглавляет Российский союз промышленников и предпринимателей, крупнейшую лоббистскую организацию крупного бизнеса, которую часто иронично называют "профсоюзом олигархов".

Александр Волошин. В 1999–2003 гг. – глава администрации президента, сейчас – инвестор

Тихий и интеллигентный научный сотрудник из советской эпохи Александр Волошин превратился в одного из самых влиятельных чиновников страны, став в 1999 году главой администрации президента. Эту должность он сохранил и при первом президентском сроке Владимира Путина.

И сторонники, и противники Волошина сходятся в том, что именно он стал главным архитектором российской политической системы того времени. В прессе тех лет его часто называли одним из главных российских политических демиургов.

Особую неприязнь к Волошину питали коммунисты, так как он активно продвигал идею захоронения тела Ленина. После ухода из политики Волошин занимается бизнесом и входит в правление нескольких российских компаний.

Александр Руцкой. В 1991–1993 гг. – вице-президент России, сейчас – военный пенсионер

Харизматичный лётчик, герой войны в Афганистане, Руцкой был первым и последним вице-президентом России.

Этот во многом церемониальный пост был введён в начале правления Ельцина. Руцкой сыграл ключевую роль в двух драматичных событиях, проходивших у Белого дома – здании первого российского парламента в 1991 и 1993 годах.

В первом случае Руцкой был на стороне Ельцина и сыграл одну из важнейших ролей в обороне здания от путчистов. Спустя два года, протестуя против указа Ельцина о роспуске парламента, Руцкой решил примерить на себя обязанности президента. За эти действия он был обвинен в вооружённом мятеже, но вскоре был амнистирован и избран губернатором Курской области.

В конце 90-х между бывшими противниками произошло примирение – и в 2007 году Руцкой даже пришёл на прощание с Ельциным.

Сергей Ястржембский. В 1996–1998 гг. – пресс-секретарь президента, сейчас – режиссёр

Карьерный дипломат Сергей Ястржембский занимал пост пресс-секретаря Ельцина в период чеченской компании, а затем стал заместителем главы администрации президента.

Он умел произвести впечатление на журналистов, при этом умело уходил от неудобных вопросов. Особую известность ему принесла работа в период болезни Ельцина, когда Ястржембский прославился "мемом" про "крепкое рукопожатие" президента.

После ухода с государственной службы Ястржембский посвятил жизнь любимому хобби: фотографии и документальному кино о дикой природе Африки.

Сергей Степашин. В мае-августе 1999 года – глава правительства, сейчас – глава Российского книжного союза

"Я не Пиночет, моя фамилия Степашин", – эти слова, растиражированные прессой, политик произнёс в Госдуме в 1999 году во время голосования за его кандидатуру в качестве премьера.

В новейшей российской политике того времени Степашин, ранее возглавлявший МВД, а ещё ранее – Федеральную службу контрразведки, стал первым "силовиком" в кресле премьера.

Вскоре он был отправлен президентом Ельциным в отставку, а новым премьером стал Владимир Путин. После ухода из правительства Степашин смог поработать главой Счётной палаты, а в настоящее время возглавляет Российский книжный союз.

Александр Коржаков. В 1991–1996 гг. глава службы безопасности Ельцина, сейчас пенсионер

Офицер КГБ СССР стал личным охранником Ельцина, когда последний был опальным замруководителя Госстроя СССР. Коржаков долгие годы был близким товарищем президента. В августе 1991 года именно он находится рядом с Ельциным во время его знаменитой речи с танка возле Белого дома.

Западная пресса нередко называла его "вторым человеком в стране". Влияние Коржакова на бизнес и политический бомонд действительно было огромным. Однако в 1996 году он поссорился с Ельциным, был уволен со всех постов и опубликовал о президенте откровенные мемуары.

Сейчас он живёт на пенсии в деревне Молоково, пишет книги и нянчит внуков. Несколько лет назад в беседе с автором статьи Коржаков дал понять, что так и не простил Бориса Николаевича: "Ельцин, когда меня и других уволил, сказал, что "они слишком много брали и мало отдавали". Но это чушь, я ничего не брал. Мне своих денег хватало, а заработал я за счёт своей книги "Борис Ельцин: от рассвета до заката" – дом построил. У меня ведь тираж больше, чем у Донцовой был".

(Когда Коржаков говорит про увольнение, речь идёт об уволенных вместе с ним вице-премьере Олеге Сосковце и главе ФСБ Михаиле Барсукове. – Прим. ред).