"Убедительный дизайн" может помешать детям отложить свои любимые смартфоны даже на время

Технологии в сочетании с наработками психологов делают детей зависимыми от гаджетов. Родители не всегда в состоянии повлиять на ситуацию
"Убедительный дизайн" может помешать детям отложить свои любимые смартфоны даже на время
Copyright (c) 2018 Nenad Cavoski/Shutterstock
Дети не отрываются от своих гаджетов даже перед сном.

Согласно опросу, проведённому Pew Research Center в 2020 году, 60% родителей утверждают, что смартфоны являются самым любимым гаджетом их детей. В то же время международное исследование, опубликованное в журнале BMC Psychiatry, подтверждает, что у каждого четвёртого ребёнка или подростка, постоянно использующего смартфон, рано или поздно возникают проблемы со здоровьем: портится зрение, возникает бессонница, но в первую очередь страдает их психическое здоровье. Также учёные выяснили, что дети в зависимости от смартфонов виноваты лишь отчасти. Всё дело в так называемом "убедительном дизайне".

– Он сочетает в себе два аспекта: знания о психологии поведения человека и современные технологии, – рассказала один из авторов исследования Меган Овенз. – Вместе они позволяют разработчикам воздействовать на поведение человека. Делается это тремя способами: формированием сильной мотивации, разработкой задач, которые не требовали бы от исполнителей особых усилий, и призывами к участникам постоянно производить те или иные действия, связанные с игрой или приложением. Ещё одна особенность "убедительного дизайна" – стремление к тому, чтобы пользователи проводили за программами как можно больше времени.

Например, такие социальные сети, как Instagram, Facebook* (признаны экстремистскими на территории РФ) и TikTok, дают детям возможность жать на кнопку "Нравится" в ответ на понравившиеся им посты и фото. Таким образом ребята получают одобрение от сверстников, к которому они так стремятся. Чтобы избежать стресса, связанного с отсутствием реакции на их посты, дети всё чаще и чаще проверяют социальные сети. 

Snapchat призывает пользователей отправлять снимки как минимум каждые 24 часа, чтобы их Snapstreak оставался активным. А в видеоиграх Fortnite позволяет игрокам узнать, насколько они близки к победе над противником. Это побуждает людей продолжать играть, чтобы добиться успеха в следующий раз.

На удочку разработчиков, конечно, попадаются и взрослые. Просто влияние на них не так очевидно. Да, они тоже смотрят запоем сериалы, бесконечно листают ленты соцсетей и играют в видеоигры. Однако на мозг детей оказать влияние проще, они особенно восприимчивы к подобным механизмам. Дело тут в том, что у ребёнка центр удовольствия в мозге более чувствителен к дофамину (он выделяется при получении удовольствия и даже на стадии предвкушения).

– Я уверена, что каждый раз, когда родитель и ребёнок ссорятся из-за необходимости выключить игру или перестать пользоваться устройством, они сражаются не друг с другом, а с невидимой армией специалистов по поведенческому дизайну, – говорит Меган. – Как психолог я обеспокоена тем, что мои коллеги помогают разработчикам использовать психологические приёмы, чтобы манипулировать детьми и подростками, заставляя их использовать определённое приложение, игру или веб-сайт. Родителям просто нужно объяснить детям, что ими манипулируют. Возможно, этого будет достаточно, чтобы прекратить ссору и выключить гаджет хотя бы на время.