Учёные из Франции выяснили, что муравьи научились искать раковые клетки человека

Учёные нашли полезное применение муравьям Formica fusca. Возможно, в будущем эти насекомые смогут диагностировать у людей онкозаболевания
Скриншот видео на канале Youtube Micro Universe/watch?v=cepueRHx-yk
Муравьи вида Formica fusca.

Учёные из Французского национального центра научных исследований, Университета Сорбонны в Париже, Института Кюри и компании Inserm провели многообещающие совместные исследования. Они установили, что муравьи вида Formica fusca способны по запаху находить онкозаболевания у людей. Результаты исследований опубликованы в журнале iScience.

В журнале отмечается, что выявление онкозаболеваний остаётся большой проблемой здравоохранения. Некоторые способы скрининга – дорогостоящие и инвазивные, что ограничивает возможность их применения. Альтернативные способы могут частично решить проблему.

Учёные ищут всё новые способы борьбы с раком, и использование обоняния некоторых животных – одно из перспективных направлений. Миллионы лет эволюции сформировали у животных тонкое обоняние, позволяющее им обнаруживать даже малые концентрации пахучих веществ.

Исследователи отметили, что раковые клетки производят уникальные летучие органические соединения, которые можно использовать как биомаркеры рака. Обнаруживать такие соединения могут и собаки – с помощью обонятельного ассоциативного обучения, но на их обучение требуется время и деньги. Более перспективно использовать муравьёв с их тонким обонянием.

"Некоторым муравьям нужно всего несколько тренировок, чтобы запомнить и с высокой степенью надёжности обнаруживать запах раковых клеток человека. Исследования показали, что муравьёв реально использовать в качестве живого инструмента для выявления биомаркеров рака", – отметили учёные.

В эксперименте было задействовано 36 муравьёв. Учёные использовали в нём запах раковых клеток яичников. В качестве вознаграждения муравьи получали раствор сахара.

Время, которое давали муравьям на поиск награды, постепенно уменьшалось – так они учились находить клетки на основе выделяемых ими летучих веществ. Затем муравьи прошли два теста на память, в этот раз не получая награды. Были использованы две пустые пробирки – муравьи гораздо больше времени проводили возле пробирок с "раковым" запахом. Это доказало, что они действительно способны распознавать присутствие онкоклеток.

Однако учёным нужны новые испытания, чтобы понять перспективность данных исследований.

Мнение эксперта

– До появления современных методов исследования диагностикой заболеваний с помощью животных занимались, например, инфекционисты, – рассказал Metro научный сотрудник лаборатории анализа показателей здоровья населения и цифровизации здравоохранения МФТИ Давид Наимзада. – В частности, для проведения биологических проб использовались котята. А в случае необходимости выявления стрептококков – мыши. Сегодня животные используются не только в качестве моделей заболеваний человека, но и для обнаружения маркеров заболеваний. Собачий нюх пока не вошёл в арсенал работы онколога, однако использование муравьёв выглядит перспективным и доступным новым методом диагностики.