В 1929 году мир поразил кризис, который сделал моду лаконичней и проще

Роскошь, гротеск и экзотика на время вынуждены были сойти со сцены
В 1929 году мир поразил кризис, который сделал моду лаконичней и проще
"Ревущие двадцатые" сменились простотой и женственностью.
Getty

Сегодня любители моды в России (или даже просто люди, которые привыкли хорошо и дорого одеваться) переживают не самые простые времена: из-за санкций в стране не работают большинство крупных международных брендов, а рост цен вынуждает экономить в том числе на одежде. История помнит, что похожее уже происходило, правда, тогда кризис коснулся не отдельно взятой страны, а всего мира. 

В октябре 1929 года разразился банковский кризис на Уолл-стрит, ставший началом Всемирного экономического кризиса и последовавшей за ним Великой депрессии. Деньги обесценились, акционерные общества разорились, закрылись многие предприятия и выросла безработица. На этом неутешительном фоне мода XIX века продолжала существовать, но сильно изменилась: показная роскошь уступила место элегантности и практичности. 

Коснулась непростая ситуация в мире и модных домов: одни из них не пережили кризис (Paul Poiret, Redfern, Jacques Doucet, Callot Sœurs), но в то же время открылись новые, с более подходящими эпохе идеями в моделировании (Nina Ricci, Robert Piguet, Elsa Schiaparelli, Cristobal Balenciaga).

В 1930-х, в отличие от "ревущих двадцатых", происходила демократизация моды, и самым ярким символом той эпохи можно назвать платье тёмного цвета с белым воротничком. Оно отлично дополняло образ скромной женщины-патриотки, живущей во время затяжного кризиса со всеми его проблемами и тревогами.

Наряд тёмного оттенка с белым воротничком стал одним из символов эпохи Великой депрессии.
Наряд тёмного оттенка с белым воротничком стал одним из символов эпохи Великой депрессии.
Getty

Юбки стали длиннее, танцы медленнее

"Мода тех лет была призвана повлиять на настроения в обществе: поднять гражданский дух, укрепить нравственность. Ничто не может успокоить толпу разгневанных мужчин лучше, чем красивая женщина. Из моды ушла экзотика, гротеск, кубизм, зато вернулась традиционная женственность с плавными линиями, подчёркнутой фигурой "песочные часы" и мягкой причёской", – рассказал Metro историк моды Григорий Катаев.

Ещё одной отличительной чертой того времени является важность аксессуаров. Так как покупательская способность снизилась и женщины хоть и приобретали себе новые наряды, но уже не так часто, то разнообразить гардероб были призваны сумочки, обувь, перчатки и шляпки. Драгоценности тогда мало кто мог себе позволить, поэтому их место заняла недорогая бижутерия (именно тогда Габриэль Шанель стала выпускать украшения из имитации жемчуга). В те годы было принято дополнять одежду аксессуарами в одном цвете, и самыми универсальными считались чёрный и коричневый, а на летний период – белый. Экстравагантные детали делали простой классический образ более интересным и нарядным.

Актриса Норма Ширер, 1930 год.
Актриса Норма Ширер, 1930 год.
Getty

Голливудские дивы как идеал красоты

"Основным транслятором моды 30-х годов становится кинематограф – ещё одно средство управления толпой. Но если сегодня многим зрителям голливудские дивы Марлен Дитрих, Норма Ширер и Джоан Кроуфорд покажутся одинаковыми блондинками, то в тот период их знали наизусть. Женщины повторяли их причёски, копировали макияж и внимательно следили за нарядами", – продолжил эксперт.

Голливуд во все времена был "фабрикой грёз", но во время Великой депрессии это стало особенно заметно. В кинотеатрах зрители погружались в историю, забывая о собственных проблемах. Наряды, дизайн интерьеров и даже крылатые фразы актёров становились образцом для подражания. Чтобы соответствовать экранному идеалу красоты, девушки обесцвечивали волосы пергидролем, делали перманентную завивку и обучались азам макияжа.

Актриса Джоан Кроуфорд, 1935 год / Актриса Марлен Дитрих, 1938 год.
Актриса Джоан Кроуфорд, 1935 год / Актриса Марлен Дитрих, 1938 год.
Getty

Ткани проще, а плечи шире

Кризис коснулся как дизайна вещей, так и их состава. Декор в одежде почти не использовался, и в обиход вошли недорогие ткани: акрил, вискоза, хлопок и обычная шерсть. Постепенно в женскую моду входят брюки, которые ещё в 1931 году считались чем-то неприличным и вызывающим. Главным популяризатором этого тренда стала актриса Марлен Дитрих.

"В то непростое время женщины продолжали осваивать профессии, занимались спортом, участвовали в общественной жизни, поэтому в 30-х можно было встретить женщину в брюках, которые носили дома или на курорте. Некоторые предпочитали платьям практичные костюмы с жакетом и юбкой. И, конечно, многим полюбились наряды с широкими плечами, которые ознаменовали моду следующей эпохи", – заключил историк моды.

В 30-х женщины стали чаще носить практичные брюки и силуэты с широкими плечами.
В 30-х женщины стали чаще носить практичные брюки и силуэты с широкими плечами.
Getty