Эксперт объяснил, как можно спасти батискаф "Титан", который пропал на пути к "Титанику"

Шансы выжить у экипажа пропавшего в Атлантике батискафа тают с каждым часом. Metro обсудило напряжённую ситуацию с Героем России Евгением Черняевым, который более 80 раз спускался к "Титанику" и помогал Кэмерону снимать про него фильм
Эксперт объяснил, как можно спасти батискаф "Титан", который пропал на пути к "Титанику"
/ AFP
"Судя по фотографиям, батискаф запустили с платформы, с неё аппарат ушёл под воду. Но это не лучший вариант с технической точки зрения: когда платформу буксировали обратно, это подняло очень большие волны. А они могли создать помехи для связи и техники", – прокомментировал запуск батискафа Черняев.

Батискаф с богачами

Вечером 19 июня в СМИ стали появляться тревожные сообщения: туристический батискаф "Титан", целью которого был спуск к легендарному "Титанику", перестал выходить на связь с ледоколом "Полярный принц", который его сопровождал. На борту – шесть человек. Все они – авантюристы, исследователи и очень богатые люди.

Как сообщила компания OceanGate, которая пару лет назад начала экскурсии к обломкам "Титаника", запас кислорода, рассчитанный на четыре дня, закончится уже через сутки. 

Версии произошедшего

Информации о том, что случилось с "Титаном", нет, поэтому экспертам остаётся только гадать. Контр-адмирал береговой охраны США Джон Могер заявил, что один из самых страшных сценариев – отключение электричества и короткое замыкание, которое может вызвать пожар.

Вторая версия – обшивку аппарата разорвало давлением. А ещё аппарат вполне мог зацепиться за обломки "Титаника", полагает Черняев. Множество версий и отсутствие точной информации делают поиск подводного аппарата крайне сложным. Потому пока непонятно, как спасать людей.

– То, как их будут спасать, будет зависеть от того, в каких условиях находится аппарат, – объясняет Metro Евгений Черняев. – Если он зацепился, есть мощные манипуляторы, есть резак, можно высвободить его. Может быть, его можно подтянуть тросом ближе к поверхности воды (обломки "Титаника" залегают на глубине около 4 км. – Прим.ред.), а потом уже на водолазной глубине подцепить к аппарату более мощный трос и поднять его. Но где конкретно искать судно, сложно понять, потому что в том месте сильные подводные течения, которые могли его унести в любом направлении. А может быть, "Титан" уже всплыл, ведь у подводного судна всегда есть функция сбросить лишнее. Если они уже на поверхности, надо задействовать авиацию. Над водой найти их будет проще.

Вчера вечером стало известно, что командир судна всё-таки подал сигнал бедствия, но установить, когда он был подан и откуда, не удалось.

Только не второй "Титаник"

Евгений Черняев считает, что чрезвычайная ситуация возникла из-за недостаточной подготовленности к такому погружению. А ведь глубоководные путешествия – явление далеко не новое.

– Мы с девяностых годов спускались с туристами к "Титанику". Но спусков у нас, к счастью, было столько же, сколько и всплытий. Каждый раз, когда мы туда спускались, я думал: когда-то люди купили билет на "Титаник" и он был в один конец. Две трети пассажиров погибли. Я же как командир судна не мог такого допустить. Главное в таких глубоководных спусках, говорит Черняев, – это думать о безо­пасности, за которую отвечает капитан, а не идти на поводу у каких-то выгод вроде больших денег, рекордов или славы. 

Тот же "Титаник", считает специалист, затонул потому, что директор судна хотел почивать на лаврах, был слишком уверен в непотопляемости лайнера (вспомните количество шлюпок – их просто не хватало!) и заставлял капитана гнать на опасно большой скорости.

– Даже когда в 2009-м у нас было погружение с Владимиром Путиным на Байкале, главным на борту всё равно оставался капитан, – объясняет Черняев. – Потому что какие бы золотые горы капитану ни обещали, первое, о чём он обязан думать, – это всегда безопасность пассажиров. 

Кто на борту?

По данным Sky News, на борту "Титана" находятся шесть человек, чьи активы в совокупности оцениваются в 10 млрд долларов (кстати, билет на батискаф стоил 250 тыс. долларов): 

  • основатель компании Ocean Gate, ответственной за спуск, Стоктон Раш 
  • ирландский исследователь Рори Голден 
  • французский исследователь Поль-Анри Наржоле 
  • британский бизнесмен  Хэмиш Хардинг 
  • один из богатейших людей Пакистана Шахназада Давуд 
  • сын Шахназада Давуда