В дневнике Александра III были двойки и тройки: узнали, как обучали в царской семье

Куратор новой выставки, посвящённой Романовым, рассказала, сколько длились каникулы у императорских детей, были ли у них уроки труда и какие оценки им ставили
В дневнике Александра III были двойки и тройки: узнали, как обучали в царской семье
Из собрания музея-заповедника "Гатчина" / Предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Царицыно"
Кирилл Лемох. Великий князь Михаил Александрович за рисованием. Российская империя. 1892.

В экспозиции новой выставки "Стать Романовым. Воспитание и образование детей российских императоров", которая открылась в Большом дворце в "Царицыно", представлены сотни экспонатов – от контурных карт до тетрадей будущих императоров, которые подробно рассказывают, как обучали и воспитывали тех, кому предстояло управлять Российской империей. 

Как рассказала Metro Марина Сидорова, куратор выставки, начальник выставочного отдела Государственного архива РФ, системное образование в императорских семьях начиналось, как и сейчас, в 7 лет, а завершалось в 20, когда великие князья принимали присягу. По традиции престолонаследники присягали раньше – в 16, но потом ещё несколько лет учились.

Путешествия – обязательный этап обучения

Упражнения по чистописанию великого князя Павла Петровича. 1759 год.
Из Государственного архива Российской Федерации | Предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Царицыно"
Упражнения по чистописанию великого князя Павла Петровича. 1759 год.

– Обучение начиналось с простого: чтение, арифметика, чистописание. Потом добавлялись более сложные предметы, например, физика, космография, которая включала науки о земле, о мире, и немножечко анатомия. Мальчики, конечно, изучали в большом объёме военные науки, – уточняет Марина Сидорова. – Из обязательных предметов были история, литература, языки. Обучение шло примерно до 15–16 лет, потом начинались специальные дисциплины для "управления государством". Императорские дети постигали азы финансов, право. Наследники престола все эти дисциплины изучали более глубоко, великие князья, не претендующие на власть, поменьше. 

Таблица из книги "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей". Голландия. Лейден. 1647–1649 годы.
Из Российского государственного архива древних актов | предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Царицыно"
Таблица из книги "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей". Голландия. Лейден. 1647–1649 годы.

Завершалось образование путешествием по России и по миру. Со времён Марии Фёдоровны, жены Павла I, то есть с начала XIX века, путешествия стали обязательным этапом обучения. 

– Сначала путешествовали по своей стране. Наследники обычно ездили по центральным губерниям России, великие князья отправлялись – кто-то по северным губерниям, кто-то по южным, – рассказывает эксперт. – А после возвращения они обязательно ехали за границу с целью познакомиться, себя показать и приискать невесту. Заграничные турне часто выступали и как своеобразные смотрины. 

Каникулы и оценки

Учебный процесс императорских детей строился достаточно строго. 

– Подъём в 6 утра, гигиенические процедуры, завтрак. С 7–8 утра до 12 – учёба, потом перерыв на 2 часа для обеда и отдыха. С 3 до 5–6 снова занятия, – рассказывает куратор выставки. – Каникулы были месяц с небольшим, как правило в июле. Проводили это время в Петергофе. В весенние и осенние месяцы, как правило, были в Царском Селе и строили уроки так, чтобы больше времени проводить на свежем воздухе. 

После прохождения каких-то тем императорские дети писали сочинения, были у них и экзамены. Со второй половины XIX века на каждого великого князя или великую княжну велись классные журналы. У детей Николая I такого не было, но были ведомости об успеваемости – небольшие листочки, которые велись на каждый день или на неделю.

Рисунки в театрадях у детей императоров тоже были. Вот, например, рисунок цесаревича Алексея Николаевича. "Часовой". 1917 год.
Из Государственного архива Российской Федерации | предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Царицыно"
Рисунки в театрадях у детей императоров тоже были. Вот, например, рисунок цесаревича Алексея Николаевича. "Часовой". 1917 год.

– Из тех материалов, которые есть в нашем распоряжении, сложно выделять, кто из них был главным отличником, а чья успеваемость была самой низкой. Такое исследование требует отдельной углублённой работы. У нас есть журнал с тройками и двойками маленького Александра III, но это лишь одна из ведомостей, взятая в конкретный период. В целом все учились довольно неплохо, – говорит наша собеседница. – Пометки в тетрадях учеников делали и родители. Например, Мария Фёдоровна, мать императоров Александра I и Николая I, часто просматривала тетради детей. Она писала: "Урок очень хорош", "Всё хорошо" или "Ленился, надо переделать".

Как правило дети-погодки занимались вместе, иногда – с друзьями из ближнего окружения императорской семьи, чтобы создать соревновательный элемент в учёбе. Например, так с двумя приятелями занимался Александра II. 

ЦИТАТА
Николай I часто вспоминал, что, когда он был маленьким, его учили видные профессора, которые прекрасно знали науку и свои предметы, но преподавать совершенно не могли – на их уроках было скучно и неинтересно, поэтому для своих детей он подыскивал тех, кто мог донести учёности грамотно. Это, как правило, были учителя из кадетских корпусов.
— Марина Сидорова, куратор выставки, начальник выставочного отдела Государственного архива РФ

Императорские дети тоже ходили "на картошку"

Уроки труда у императорских детей тоже были. 

– В императорских семьях любили занятия прикладным трудом. Екатерина II, например, в наставлении своим внукам писала про то, что надо развивать столярное дело. Императорские дети часто тачали какие-то стульчики, что-то для себя или в подарок. Это любили делать и дети Николая I, и дети Николая II. Они очень хорошо все рисовали, с музыкой было сложнее – у кого-то шло, у кого-то не шло, – рассказывает Марина Сидорова. – Ещё любили сажать огороды. В практику полевые работы вводит Марья Фёдоровна, жена Павла I. В Павловске она даже приказала разбить огород для детей, где они сами сажали овощи, фрукты, цветы. В семье последнего императора Николая II тоже любили огороды. Даже когда они уже сидели под арестом в Царском Селе, дети и родители продолжали ухаживать за огородом, сажать капусту, брюкву, чтобы как-то отвлекаться.