В Госдуме задумали отменить домашку для школьников, но учителя против

Сентябрь близится, и депутаты вновь заговорили об отмене домашки. На этот раз спикер Госдумы Вячеслав Володин встал на сторону школьников, заявив об их чрезмерной нагрузке. Его подписчики в соцсетях подтвердили – детям реально не продохнуть. А мы решили узнать мнения экспертов
В Госдуме задумали отменить домашку для школьников, но учителя против
Copyright (c) 2022 Raushan_films/Shutterstock. No use without permission.
Школьники не любят домашку, им хочется гулять

ЗА

ВИТАЛИЙ МИЛОНОВ

зампред комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства

Как отец шестерых детей, пятеро из которых учатся в школе, я считаю, что домашние задания зачастую не выполняют педагогическую функцию, а скорее, превращаются в наказание для ребёнка. У детей практически не остаётся свободного времени. Учитывая, что нагрузка в школах сейчас значительно выросла по сравнению с тем временем, когда учились мы, – это становится просто невозможным. Пока Минпросвещения не приведёт учебные планы в соответствие с реальностью, домашние задания следует отменить. Мои дети возвращаются домой в 5–6 вечера и до десяти часов сидят за уроками – это просто ужасно. Инициатива по корректировке педагогической программы – результат нашей совместной работы. Мы считаем, что необходимо внести изменения для улучшения ситуации.

ВЯЧЕСЛАВ ДАВАНКОВ

первый заместитель руководителя фракции "Новые люди"

Домашние задания – главная ложь XXI века. Дети делают вид, что учатся, учителя – что обучают. А по факту большинство просто списывает всё с ChatGPT. Конечно, есть дети, которые учатся на совесть, но абсолютное большинство ищет лёгкие пути. Поэтому я давно выступаю за отмену домашних заданий в их нынешнем виде. Рад, что эту инициативу разделяет спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он провёл опрос в своём телеграм-канале – большинство поддержало отмену домашки, потому что сейчас это – лишняя нагрузка. Пора вводить прогрессивный подход – творческие задания, исследования, групповые и индивидуальные проекты. Сейчас мы собираем мнения, как должна выглядеть домашка, чтобы реально развивать детей. Лучшие идеи озвучим в Госдуме на осенней сессии.

ЕЛИЗАВЕТА ЖЕСТКОВА

психолог, психотерапевт, врач-психиатр

Практика отсутствия домашних заданий действительно существует в некоторых странах и частных школах. В целом я не считаю, что домашнее задание – это плохо. Самостоятельная работа учит ребёнка ответственности, самоорганизации. Другое дело, что объём домашней работы должен быть чётко регламентирован. Как врач-психиатр, работающий с детьми разного возраста, я зачастую отмечаю, что учителя творят, что хотят. Задают столько, что ребёнок вынужден просиживать за уроками все выходные. Учёба важна, но дети должны иметь время на отдых. Старшеклассники, которые готовятся к ОГЭ и ЕГЭ, учатся фактически круглосуточно. Это огромный стресс. Поэтому снизить нагрузку и чётко регламентировать объём домашней работы, безусловно, необходимо.

ПРОТИВ

ДМИТРИЙ КАЗАКОВ

председатель профсоюза "Учитель", учитель истории

Запрет домашних заданий не решит проблему. Это приведёт лишь к недополучению знаний и увеличению числа тех, кто пойдёт к репетиторам. Нагрузка на учеников напрямую связана с загруженностью учителей. Помимо преподавания на педагогах лежит бюрократическая работа, участие в конкурсах и множество других обязанностей. Поэтому они не всегда могут дать качественный урок, и зачастую материал приходится перераспределять на дом. При этом спрос со стороны чиновников Минпросвещения на качество знаний у учителей не снижается. Уровень ЕГЭ и ОГЭ постоянно растёт. Я считаю, что необходимо снижать нагрузку на учителей, повышать им зарплату, чтобы они могли спокойно заниматься обучением, не отвлекаясь на дополнительную работу.

ФИЛИПП ХРОМЕНКО

учитель химии МАОУ "СОШ с УИОП № 4"

Отмена домашнего задания приведёт к очень серьёзным последствиям. Нельзя ничему научить без повторения материала и его закрепления. Конечно, есть нюансы. Например, абсолютно дурные нынешние учебные программы. Огромное количество ненужных лабораторных и практических приводит к нехватке часов на объяснение и усвоение материала. Кроме того, 10-е и 11-е классы должны быть профильными. Зачем 25 ученикам углублённая история или химия, если только от силы 10% будут сдавать эти предметы?

НИКОЛАЙ ПРОНЕВ (ОН ЖЕ ЛЕВ ЯСЕНСКИЙ)

учитель русского языка, проводит контрольные в CS:GO

Существует ли проблема перегрузки школьников домашними заданиями? Да, безусловно. Учебная программа очень насыщенная, и каждый педагог предъявляет высокие требования к своему предмету. Однако не стоит решать эту проблему столь радикально. Отмена домашних заданий – это фактически отказ от качественного образования. Мы же не хотим идти по пути стран, где после школы дети идут не домой повторять материал, а работают курьерами или занимаются другой работой, где образование не требуется?