
В Историческом музее завершили реставрацию двух большеформатных картин художника Генриха Семирадского "Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом" и "Похороны руса в Булгаре". Полотна размером 4х5 м были заказаны основателем музея графом Алексеем Уваровым в 1881 году к открытию первых залов экспозиции.
Талант Генриха Семирадского как мастера исторической живописи высоко ценили как император Александр III, так и профессиональные историки. Уникальные по сюжету и грандиозные по реализации полотна Исторического музея основываются на текстах арабского путешественника и византийского хрониста о погребальных обрядах славян. Выбор сюжетов был связан с актуальными на момент написания полотен исследованиями в отечественной исторической науке. Художник жил в Риме, и граф Уваров подробно консультировал его, кто и как должен быть изображён на картинах. В ГИМе подчёркивают, что детальное сотрудничество заказчика-учёного и живописца беспрецедентно для художественной практики второй половины XIX столетия, когда одновременно развивалась новая историческая живопись и отечественная историческая наука.
Хорошее состояние холста и основы позволило провести реставрацию в зале, где размещаются картины, не перенося полотна в другое помещение, что было бы непросто, учитывая их масштаб.
– Мы решили не вывозить их в реставрационные мастерские, а проводить работы непосредственно на месте экспонирования, — рассказал генеральный директор Исторического музея Алексей Левыкин. – Посетители нашего музея могли наблюдать за тем, как буквально миллиметр за миллиметром специалисты возвращали первоначальный облик знаменитым полотнам Семирадского.

Последние десятилетия картины выглядели загрязнёнными и словно покрытыми мутной "пеленой". Во многом это было связано с последней реставрацией работ Семирадского 1990-х годов, когда проводили укрепление холста и покрывали картины лаком с добавлением воска для придания матовости поверхности.
Главной задачей реставраторов стало удаление стойких загрязнений с поверхности красочного слоя, накопившихся за почти 30 лет. Сначала с поверхности полотен убрали слой пыли, затем подобрали реставрационный состав для удаления въевшихся в лак загрязнений.
После удаления загрязнений на картинах проявился авторский колорит и чёткость изображения.
– После очистки картины светлее, ярче, у рисунка появилась чёткость, стали видны мелкие детали: травинки, блики в глазах персонажей, орнамент на складках одежды, – рассказала Metro Ирина Крылова, заведующая сектором реставрации масляной живописи ГИМа. – Например, на картине "Тризна дружинников Святослава" фигура на переднем плане была просто однотонной, когда же удалили загрязнения, то на зелёной одежде появился орнамент – расшитая золотом ткань.
Также во время исследования при помощи ультрафиолетового излучения выяснилось, что на картине "Похороны руса в Булгаре" при одной из предыдущих реставраций было прописано всё небо. После проведённых работ стали видны многочисленные детали ночной сцены, проявились светлые одежды воинов и детей. Стали заметны композиционная сложность и красочное разнообразие.

Во время проведения реставрационных работ выявили и уточнили некоторые моменты истории самих картин.
– По всей поверхности картины "Похороны руса в Булгаре" обнаружены диагональные вдавленности, подтверждающие свидетельства московской прессы 1917 года о том, что во время восстания юнкеров в музее были выбиты стёкла, осколки которых посекли картину Семирадского, – рассказывает Ирина Крылова. – Мы читали об этом, но до реставрации не знали, о какой именно из двух картин идёт речь. Теперь мы предполагаем, что впервые картину реставрировали ещё в 1921–1930-е годы: сделали дублирование и множественные тонировки по местам порезов. А многослойные старые реставрационные тонировки говорят о том, что имели место ещё как минимум две реставрации: в 1950–1960-е годы и в середине 1990-х годов.




