В Москве девочка ожила в гробу и довела мать до крика, а бабушку – до обморока

Лечь в гроб и не умереть от страха, выдержать сложный грим и не закричать, глядя в зеркало... Актёры и съёмочная группа нового фильма "Московские твари" выдержали все испытания. Съёмки в Москве и Подмосковье длились 8 дней – репортёр Metro раскрывает подробности
В Москве девочка ожила в гробу и довела мать до крика, а бабушку – до обморока
Из личного архива героев публикации
"Хороший грим должен быть даже в гробу!" – говорит гримёр перед съёмкой.

Добрая актриса стала злой ведьмой

– Фильм – мистический, с ведьмами, ритуалами, зомби, – уверяет режиссёр фильма Арсений Гончуков. – Сценарий сложный, много раз переписывал.

Главная героиня – девочка Кристина из московской семьи. Она ищет призрака погибшей младшей сестры Киры и открывает страшную правду о собственных родителях, впустивших в мир зло.

Таисия Журавлёва в роли Кристины.
Из личного архива героини публикации
Таисия Журавлёва в роли Кристины.

Арсений объясняет, в чём уникальность его детища:

– Русский фольклор нужно трактовать особенно. У нас задача показать потусторонние существа, причём по-новому, а это непросто...

На площадке всё в движении с утра. Локация – гостиница "Севастополь Модерн", у станции метро "Севастопольская". По сюжету здесь офис телекомпании, куда приходят три подруги-героини.

Многие сцены порой не один раз обсуждались с режиссёром.
Елена Купцова
Многие сцены порой не один раз обсуждались с режиссёром.

Наблюдаю, как яркая цветущая женщина стараниями девочек-гримёров превращается в старуху с пронзительным зловещим взглядом.

Актрисе Алёне Котовой понадобилось время, чтобы понять свою героиню, которая резко отличается от неё по характеру.
Ольга Москаленко
Актрисе Алёне Котовой понадобилось время, чтобы понять свою героиню, которая резко отличается от неё по характеру.

– Нужно ещё на волосы жир нанести! – кричит гримёр Лена своей коллеге. – Должна получиться злая старуха с растрёпанными волосами, не слишком чистыми. Готово! Алёна, смотрите, какой прекрасно-страшной вы стали!

Алёна Котова разглядывает себя в зеркало.

– Я бы испугалась, если б встретила такую на улице! – работой актриса довольна.

Но режиссёр решил иначе. Позже, когда новоиспечённой ведьме нужно было идти в кадр, он отправил её смывать грим.

Героиня Алёны Котовой показывает паранормальные способности на телевидении в прямом эфире. И вдруг... начинают происходить страшные вещи.
Из личного архива героини публикации
Героиня Алёны Котовой показывает паранормальные способности на телевидении в прямом эфире. И вдруг... начинают происходить страшные вещи.

– Буду в полуразмытом играть, – с печалью говорит мне актриса.

Через несколько минут Алёна Котова возвращается, и лицо уже более живое, выразительное. Для режиссёра Арсения Гончукова мелочей нет. Постановку трюков он тоже продумал от и до и сам страховал актёров.

– Зоя, мы будем таскать тебя за ноги, готовься, – говорит Арсений актрисе Зое Дамье, исполняющей роль телеведущей.

Зоя Дамье выдержала сложные съёмки. Обошлось без травм!
Из личного архива героев публикации
Зоя Дамье выдержала сложные съёмки. Обошлось без травм!

В этой сцене Зоя вместе с коллегой в прямом эфире пытается разоблачить "ведьму", не веря, что старуха обладает паранормальными способностями. Внезапно после провокационных вопросов героиню утаскивает нечто и эфир обрывается.

Сцену репетировали и снимали много раз, Арсений, стоя на коленях, резко дёргал актрису за ноги, и она падала со стула на подушки.

Открыла дверь, а там гроб стоит

Следующую сцену снимали в одной из квартир в доме на Арбате, напротив Театра Вахтангова. Я потянула тяжёлую дверь и, когда она распахнулась, заорала. В холле стоял гроб в окружении венков. И женщины в чёрном с заплаканными лицами.

Александрина Русакова не побоялась даже такой сцены. Говорит, что не суеверна и кошмары ей не снятся.
Из личного архива героини публикации
Александрина Русакова не побоялась даже такой сцены. Говорит, что не суеверна и кошмары ей не снятся.

Мне даже показалось, что плакали по-настоящему.

– Так и было, – сказала одна из девушек. – Там даже бабушке из массовки и одной из девушек стало плохо. А я почувствовала настоящий ужас! Как будто всё на самом деле!

– Это костюм работает, – услышала наш разговор художник Ольга Трубихова. – Я всё делаю по-настоящему, сшила на совесть. Волновалась и торопилась – времени было в обрез. Арсений снимает быстро, и я знала – нужно успеть. Шила ночами, и работалось в удовольствие.

Актриса из массовки плакала по-настоящему.
Из личного архива героини публикации
Актриса из массовки плакала по-настоящему.

Рядом со мной – девочка из гроба, Александрина Русакова. Ей 11 лет, она ещё в гриме, который наносили больше двух часов три гримёра.

По сценарию её героиня трагически погибает, и Александрине нужно лежать в гробу. Грим – обожжённая кожа. Я даже прислонилась к стене от такой жути.

Спрашиваю у Александрины, страшно ли было ложиться в гроб?

– Нестрашно, но неприятно, – делится она. – Но это работа, я знала о такой сцене и не отказалась от роли. А мама думала, что не смогу... Она не смотрела эту сцену, и я подумала, что это хорошо! Маму нужно беречь. Было ужасное ощущение, когда гроб закрыли, а я внутри… Самое неприятное было, когда я внезапно скидывала крышку и люди сильно пугались. Такое не для слабонервных.

Это первая сложная роль Александрины – другие, по её словам, были легче.

– Здесь во многих сценах я должна быть злой, а иногда просто без эмоций, – говорит девочка. – То есть у меня должно быть лицо просто пустое, так же как и в этой сцене. Я вставала, и вокруг меня – толпа людей, которые меня боятся, а я поворачиваю голову – рядом со мной киношная мама, она просто кричит от ужаса, падает. Но я должна на это никак не реагировать. Если честно, у меня сжалось сердце!

По словам Александрины, самой сложной задачей для неё было показать лицо без эмоций и этому пришлось учиться.

Внезапно девочку зовут гримёры, я иду вслед за ней и вскоре наблюдаю, как ей осторожно снимают сложный грим.

– Александрина, ты просто герой! – говорит гримёр Настя и тут же вздыхает: – Волосы не сразу отмоются, но постепенно отстираешь. Терпи...

Александрина вызывает восхищение терпением и трудолюбием у взрослых актёров.
Из личного архива героини публикации
Александрина вызывает восхищение терпением и трудолюбием у взрослых актёров.

Смена окончилась. Разговариваю на улице с Арсением. У него уставший взгляд, а в машине – деревянный крест и венки. Реквизит должны были забрать помощники, но по какой-то причине не смогли.

– Придётся пока увезти с собой. Вот чем приходится заниматься режиссёру!

"У нас должна быть самая жуткая бабка!"

В следующий раз приезжаю тоже вечером, но на другую локацию. Первой вижу Александрину, спрашиваю, долго ли снимали грим в прошлый раз?

– Больше часа. Мне было на самом деле плохо от него – очень жарко, тошнило, – вспоминает маленькая актриса. – Всё лицо стянуто – это силиконовая паста, а она как дополнительная кожа. Волосы красили ещё до съёмок – для роли, и они до сих пор не отмываются... А сегодня грим несложный – я призрак. Буду ходить по коридору с ведьмой Леной. Скоро увидите...

В ночном коридоре гулкие шаги звучали зловеще, и на миг даже стало жутко...
/ Из личного архива героев публикации
В ночном коридоре гулкие шаги звучали зловеще, и на миг даже стало жутко...

Знакомлюсь с мамой Александрины Марией.

– Дочь всех поразила – ни одной жалобы на трудности или усталость, а ведь у неё сложная роль! – не без гордости говорит мама юной актрисы. – Ещё до съёмок я думала, что откажется. Александрина – девочка из XIX века – начитанная и вроде не для хоррора. Но она своей игрой это опровергла.

Елена Исаева в это время идёт гримироваться. На левой руке у неё чёрная перчатка с огромными, загнутыми книзу когтями. Она показывает её нам – отличная работа художников по костюмам.

Елена Исаева в роли ведьмы. "Я как только сценарий прочитала, поняла – моё!" – говорит она.
Из личного архива героини публикации
Елена Исаева в роли ведьмы. "Я как только сценарий прочитала, поняла – моё!" – говорит она.

– Мне сегодня сказали, что бабка не очень страшная, она просто проходит по коридору и сложный грим не нужен, – рассказывает Настя второму режиссёру Юле.

Та рассматривает лицо Лены, на котором благодаря гримёру появляются шрамы и глубокие морщины.

– Это вылитый второй режиссёр к 15-му часу смены! – смеётся Юля.

Нахожу актёра Вадима Назарова, который выглядит как пела Пугачёва: "ну настоящий полковник!". И "отделение МВД" как реальное, и форма следователя.

– Обживаюсь, – Вадим показывает на письменный стол, на котором папки с бумагами.

Вадим Назаров в роли следователя.
/ Из личного архива героя публикации
Вадим Назаров в роли следователя.

Спрашиваю о его герое – какой он?

– Положительный. Это силовик – терпеливый, анализирующий, иначе он не дорос бы до полковника. Не верит, естественно, в потусторонние силы, но внезапно с ними сталкивается... Вообще, я много снимаюсь, играю следователей, бандитов, но это самые обычные фильмы – без мистики. А в "Московских тварях" интересный сюжет, я раньше на мистических темах плотно сидел – фэнтези, магия.

Сейчас у Вадима роль старшего следователя Следственного комитета, который контролирует ведение дела о загадочных ритуальных убийствах.

Вадим Назаров говорит, что такая роль его дисциплинирует: он быстрее запоминает текст.
Из личного архива героев публикации
Вадим Назаров говорит, что такая роль его дисциплинирует: он быстрее запоминает текст.

Мы возвращаемся в гримёрку и видим, что Настя взволнована. Она разговаривает по телефону:

– Лена, у нас финальная сцена, должна быть самая жуткая бабка, и это не шутка! – Настя уже мечется по комнате. – Лена, мне нужно что-то сделать с гримом, я нервничаю!

Оказалось, для героини нужен другой образ, и Настя советовалась с коллегой, как придать ведьме более зловещий вид.

– Арсений попросил переделать. Прежний образ не подошёл.

– У тебя получится! Мы в тебя верим, Настя! – подбадривают коллеги.

Репортёр Metro Ольга Москаленко наблюдает, как героиня Елены Исаевой обретает зловещий вид.
Елена Купцова
Репортёр Metro Ольга Москаленко наблюдает, как героиня Елены Исаевой обретает зловещий вид.

В это время в гримёрку заглядывает второй режиссёр Юля.

– У нас финальная сцена, глобальная тишина, никаких разговоров! – строго предупреждает она.

Настя гримирует Елену, за этим наблюдает Александрина.

– Коллодий! – говорит она, увидев знакомый состав специального раствора для грима.

– Да, он смывается легче, – отвечает Настя. – Нам шрамы на шее нужно показать, и коллодий идеален.

Поколдовав ещё некоторое время над лицом Лены, Настя отступает в сторону и придирчиво рассматривает свою работу:

– Теперь, по-моему, то, что нужно. Господи, хоть бы этот грим понравился, хоть бы понравился, нижайше прошу! – из её уст это звучит как молитва гримёра.

"А сейчас хотя бы страшно?"
Из личного архива героев публикации
"А сейчас хотя бы страшно?"

Лена уходит, и через минуту мы слышим, как за стеной Арсений говорит: отлично!

Все выдохнули. Ребята из съёмочной группы поздравляют Настю.

– Кто смеётся? Тишина! – заглядывает в гримёрку Юля.

Второй режиссёр фильма Юлия Завьялова.
Из личного архива героев публикации
Второй режиссёр фильма Юлия Завьялова.

– Камера. Мотор. Начали!! – кричит режиссёр.

Слышно, как Вадим произносит реплику. Но Арсений останавливает съёмку:

– Торопишься, Вадим. Ты солидный мужик, полковник, у тебя трёхэтажный особняк в Подмосковье, ну что ты тараторишь! Говори медленнее!

Сцену запускают заново.

– Очень классно сейчас было, давайте повторим! – говорит Арсений.

"Потрясающе играли! Давайте повторим!" – улыбается Арсений.
/ Из личного архив героя публикации
"Потрясающе играли! Давайте повторим!" – улыбается Арсений.

"Не чешись, ты призрак!"

Снимают следующий эпизод – идущую по коридору ведьму, от взгляда на которую хочется упасть в обморок, и Александрину с абсолютно белым лицом и синеватыми подглазьями. Бесчисленное количество дублей. Замечания режиссёра:

– Леночка, тебе не хватает демонической властности и уверенности. Александрина, не чешись, ты же призрак! Вадим, в три раза быстрее! Ты что, сломанный Терминатор? Просыпаемся, ребята!

Время за полночь. Съёмки ещё идут. Мы с художником по костюмам Ольгой и ассистентом по актёрам Таисией идём до метро. Мысленно желаю, чтобы у ребят получился разнообразный, богатый действием и эмоциями, мощный фильм.

Актёры и съёмочная группа.
Из личного архива героев публикации
Актёры и съёмочная группа.

Нерабочие моменты

Монстрам тоже иногда нужен отдых!
Из личного архива героев публикации
Монстрам тоже иногда нужен отдых!
Маленькие радости в 15-часовой смене.
/ Из личного архива героя публикации
Маленькие радости в 15-часовой смене.
Режиссёр Арсений Гончуков придумал "тварей" в сценарии, а художники воплотили его идею.
Из личного архива героев публикации
Режиссёр Арсений Гончуков придумал "тварей" в сценарии, а художники воплотили его идею.