
Добрая актриса стала злой ведьмой
– Фильм – мистический, с ведьмами, ритуалами, зомби, – уверяет режиссёр фильма Арсений Гончуков. – Сценарий сложный, много раз переписывал.
Главная героиня – девочка Кристина из московской семьи. Она ищет призрака погибшей младшей сестры Киры и открывает страшную правду о собственных родителях, впустивших в мир зло.

Арсений объясняет, в чём уникальность его детища:
– Русский фольклор нужно трактовать особенно. У нас задача показать потусторонние существа, причём по-новому, а это непросто...
На площадке всё в движении с утра. Локация – гостиница "Севастополь Модерн", у станции метро "Севастопольская". По сюжету здесь офис телекомпании, куда приходят три подруги-героини.

Наблюдаю, как яркая цветущая женщина стараниями девочек-гримёров превращается в старуху с пронзительным зловещим взглядом.

– Нужно ещё на волосы жир нанести! – кричит гримёр Лена своей коллеге. – Должна получиться злая старуха с растрёпанными волосами, не слишком чистыми. Готово! Алёна, смотрите, какой прекрасно-страшной вы стали!
Алёна Котова разглядывает себя в зеркало.
– Я бы испугалась, если б встретила такую на улице! – работой актриса довольна.
Но режиссёр решил иначе. Позже, когда новоиспечённой ведьме нужно было идти в кадр, он отправил её смывать грим.

– Буду в полуразмытом играть, – с печалью говорит мне актриса.
Через несколько минут Алёна Котова возвращается, и лицо уже более живое, выразительное. Для режиссёра Арсения Гончукова мелочей нет. Постановку трюков он тоже продумал от и до и сам страховал актёров.
– Зоя, мы будем таскать тебя за ноги, готовься, – говорит Арсений актрисе Зое Дамье, исполняющей роль телеведущей.

В этой сцене Зоя вместе с коллегой в прямом эфире пытается разоблачить "ведьму", не веря, что старуха обладает паранормальными способностями. Внезапно после провокационных вопросов героиню утаскивает нечто и эфир обрывается.
Сцену репетировали и снимали много раз, Арсений, стоя на коленях, резко дёргал актрису за ноги, и она падала со стула на подушки.
Открыла дверь, а там гроб стоит
Следующую сцену снимали в одной из квартир в доме на Арбате, напротив Театра Вахтангова. Я потянула тяжёлую дверь и, когда она распахнулась, заорала. В холле стоял гроб в окружении венков. И женщины в чёрном с заплаканными лицами.

Мне даже показалось, что плакали по-настоящему.
– Так и было, – сказала одна из девушек. – Там даже бабушке из массовки и одной из девушек стало плохо. А я почувствовала настоящий ужас! Как будто всё на самом деле!
– Это костюм работает, – услышала наш разговор художник Ольга Трубихова. – Я всё делаю по-настоящему, сшила на совесть. Волновалась и торопилась – времени было в обрез. Арсений снимает быстро, и я знала – нужно успеть. Шила ночами, и работалось в удовольствие.

Рядом со мной – девочка из гроба, Александрина Русакова. Ей 11 лет, она ещё в гриме, который наносили больше двух часов три гримёра.
По сценарию её героиня трагически погибает, и Александрине нужно лежать в гробу. Грим – обожжённая кожа. Я даже прислонилась к стене от такой жути.
Спрашиваю у Александрины, страшно ли было ложиться в гроб?
– Нестрашно, но неприятно, – делится она. – Но это работа, я знала о такой сцене и не отказалась от роли. А мама думала, что не смогу... Она не смотрела эту сцену, и я подумала, что это хорошо! Маму нужно беречь. Было ужасное ощущение, когда гроб закрыли, а я внутри… Самое неприятное было, когда я внезапно скидывала крышку и люди сильно пугались. Такое не для слабонервных.
Это первая сложная роль Александрины – другие, по её словам, были легче.
– Здесь во многих сценах я должна быть злой, а иногда просто без эмоций, – говорит девочка. – То есть у меня должно быть лицо просто пустое, так же как и в этой сцене. Я вставала, и вокруг меня – толпа людей, которые меня боятся, а я поворачиваю голову – рядом со мной киношная мама, она просто кричит от ужаса, падает. Но я должна на это никак не реагировать. Если честно, у меня сжалось сердце!
По словам Александрины, самой сложной задачей для неё было показать лицо без эмоций и этому пришлось учиться.
Внезапно девочку зовут гримёры, я иду вслед за ней и вскоре наблюдаю, как ей осторожно снимают сложный грим.
– Александрина, ты просто герой! – говорит гримёр Настя и тут же вздыхает: – Волосы не сразу отмоются, но постепенно отстираешь. Терпи...

Смена окончилась. Разговариваю на улице с Арсением. У него уставший взгляд, а в машине – деревянный крест и венки. Реквизит должны были забрать помощники, но по какой-то причине не смогли.
– Придётся пока увезти с собой. Вот чем приходится заниматься режиссёру!
"У нас должна быть самая жуткая бабка!"
В следующий раз приезжаю тоже вечером, но на другую локацию. Первой вижу Александрину, спрашиваю, долго ли снимали грим в прошлый раз?
– Больше часа. Мне было на самом деле плохо от него – очень жарко, тошнило, – вспоминает маленькая актриса. – Всё лицо стянуто – это силиконовая паста, а она как дополнительная кожа. Волосы красили ещё до съёмок – для роли, и они до сих пор не отмываются... А сегодня грим несложный – я призрак. Буду ходить по коридору с ведьмой Леной. Скоро увидите...

Знакомлюсь с мамой Александрины Марией.
– Дочь всех поразила – ни одной жалобы на трудности или усталость, а ведь у неё сложная роль! – не без гордости говорит мама юной актрисы. – Ещё до съёмок я думала, что откажется. Александрина – девочка из XIX века – начитанная и вроде не для хоррора. Но она своей игрой это опровергла.
Елена Исаева в это время идёт гримироваться. На левой руке у неё чёрная перчатка с огромными, загнутыми книзу когтями. Она показывает её нам – отличная работа художников по костюмам.

– Мне сегодня сказали, что бабка не очень страшная, она просто проходит по коридору и сложный грим не нужен, – рассказывает Настя второму режиссёру Юле.
Та рассматривает лицо Лены, на котором благодаря гримёру появляются шрамы и глубокие морщины.
– Это вылитый второй режиссёр к 15-му часу смены! – смеётся Юля.
Нахожу актёра Вадима Назарова, который выглядит как пела Пугачёва: "ну настоящий полковник!". И "отделение МВД" как реальное, и форма следователя.
– Обживаюсь, – Вадим показывает на письменный стол, на котором папки с бумагами.

Спрашиваю о его герое – какой он?
– Положительный. Это силовик – терпеливый, анализирующий, иначе он не дорос бы до полковника. Не верит, естественно, в потусторонние силы, но внезапно с ними сталкивается... Вообще, я много снимаюсь, играю следователей, бандитов, но это самые обычные фильмы – без мистики. А в "Московских тварях" интересный сюжет, я раньше на мистических темах плотно сидел – фэнтези, магия.
Сейчас у Вадима роль старшего следователя Следственного комитета, который контролирует ведение дела о загадочных ритуальных убийствах.

Мы возвращаемся в гримёрку и видим, что Настя взволнована. Она разговаривает по телефону:
– Лена, у нас финальная сцена, должна быть самая жуткая бабка, и это не шутка! – Настя уже мечется по комнате. – Лена, мне нужно что-то сделать с гримом, я нервничаю!
Оказалось, для героини нужен другой образ, и Настя советовалась с коллегой, как придать ведьме более зловещий вид.
– Арсений попросил переделать. Прежний образ не подошёл.
– У тебя получится! Мы в тебя верим, Настя! – подбадривают коллеги.

В это время в гримёрку заглядывает второй режиссёр Юля.
– У нас финальная сцена, глобальная тишина, никаких разговоров! – строго предупреждает она.
Настя гримирует Елену, за этим наблюдает Александрина.
– Коллодий! – говорит она, увидев знакомый состав специального раствора для грима.
– Да, он смывается легче, – отвечает Настя. – Нам шрамы на шее нужно показать, и коллодий идеален.
Поколдовав ещё некоторое время над лицом Лены, Настя отступает в сторону и придирчиво рассматривает свою работу:
– Теперь, по-моему, то, что нужно. Господи, хоть бы этот грим понравился, хоть бы понравился, нижайше прошу! – из её уст это звучит как молитва гримёра.

Лена уходит, и через минуту мы слышим, как за стеной Арсений говорит: отлично!
Все выдохнули. Ребята из съёмочной группы поздравляют Настю.
– Кто смеётся? Тишина! – заглядывает в гримёрку Юля.

– Камера. Мотор. Начали!! – кричит режиссёр.
Слышно, как Вадим произносит реплику. Но Арсений останавливает съёмку:
– Торопишься, Вадим. Ты солидный мужик, полковник, у тебя трёхэтажный особняк в Подмосковье, ну что ты тараторишь! Говори медленнее!
Сцену запускают заново.
– Очень классно сейчас было, давайте повторим! – говорит Арсений.

"Не чешись, ты призрак!"
Снимают следующий эпизод – идущую по коридору ведьму, от взгляда на которую хочется упасть в обморок, и Александрину с абсолютно белым лицом и синеватыми подглазьями. Бесчисленное количество дублей. Замечания режиссёра:
– Леночка, тебе не хватает демонической властности и уверенности. Александрина, не чешись, ты же призрак! Вадим, в три раза быстрее! Ты что, сломанный Терминатор? Просыпаемся, ребята!
Время за полночь. Съёмки ещё идут. Мы с художником по костюмам Ольгой и ассистентом по актёрам Таисией идём до метро. Мысленно желаю, чтобы у ребят получился разнообразный, богатый действием и эмоциями, мощный фильм.

Нерабочие моменты


