В Музее космонавтики открылась выставка "Модель для сборки". Среди экспонатов – iPod космонавта Алексея Овчинина

Гаджет – свидетель одного из самых страшных событий в истории современной космонавтики. 11 октября 2018 года на 122-й секунде полёта космического корабля "Союз МС-10" на его борту случился взрыв
В Музее космонавтики открылась выставка "Модель для сборки". Среди экспонатов – iPod космонавта Алексея Овчинина
Alexey Filippov / @РИА Новости
Алексей Овчинин (на переднем плане) и Ник Хейг перед злосчастным полётом.

"Авария носителя... 2 минуты 45 секунд. Авария носителя. Быстро мы прилетели", – это запись из переговоров Овчинина с Центром управления полётами. 

– Как понял, что произошла нештатная ситуация? Когда загорелся аварийный сигнал, – рассказал Овчинин Metro. В этот момент на борту находились двое: он в качестве командира и американский астронавт Ник Хейг. – Дальше – действовали по должностной инструкции.

Верхняя часть головного обтекателя с бытовым отсеком и спускаемым аппаратом некоторое время находилась в свободном суборбитальном полёте. На высоте 93 километра от Земли корабль разделился на отсеки, после чего спускаемый аппарат с космонавтами приземлился на парашюте в 25 километрах от места старта. Сообщалось, что космонавты испытывали нагрузку в 6 g – это как будто на тебя давит вес в 6 раз больше твоего собственного.

– Максимальная перегрузка равнялась 6,7 g, – уточняет Овчинин. – Это сложно с чем-то сравнить. На аттракционах можно почувствовать нагрузку 1–1,5 g. На болиде "Формулы-1"? Там всё равно другие перегрузки. У нас основная нагрузка приходилась на линию "грудь-спина". Это можно сравнить с тем, что на тебя давит бетонный блок в 6,7 раза тяжелее твоего веса.  

Приземлившись, космонавты вышли на связь с ЦУПом. Затем их перевезли на Байконур, а уже на следующий день Алексей и Ник прибыли в Звёздный городок. 

А вот личный iPod Алексея Овчинина вместе с другими личными вещами, находившимися в бытовом отсеке, жёсткой посадки не выдержали.

Тот самый iPod.
Vasil Kuzmichonak / v.k@inbox.ru
Тот самый iPod.

– Там был не только iPod. Фотографии, открытки, письма. Ещё была икона, вышитая бисером. Увы, во время приземления бисер рассыпался...  

Силу удара могут оценить посетители выставки в Музее космонавтики – тот самый iPod был передан для экспозиции космонавтом Александром Александровым, который принимал участие в расследовании нештатной ситуации, случившейся на борту "Союза".

 – Я попросил, чтобы мне туда закачали музыку и фильмы, – говорит Овчинин. – Из музыки там был в основном тяжёлый рок. "Ария", "Чёрный кофе", группа "Кофеин" Игоря Куприянова. Из зарубежных – AC/DC и Deep Purple. Фильмов было немного, всё-таки на борту МКС есть мощная медиа- и кинотека. 

Несмотря на потрясение, 14 марта 2019 года Овчинин и Хейг снова отправились в полёт, который на сей раз закончился удачно. – Думал ли я, что что-то может снова пойти не так? Нет! – отрезает Овчинин. – Просто если бы мы не вернулись в космос, было бы очень обидно за месяцы подготовки.