В Музее Победы художник создаёт монументальное полотно в режиме реального времени

Художник Григорий Гукасов создаёт историческое полотно о княгине Ольге. Наблюдать за его работой посетители Музея Победы могли в режиме реального времени
В Музее Победы художник создаёт монументальное полотно в режиме реального времени
Vasil Kuzmichonak / v.k@inbox.ru
"Хороша ли вам честь?!" – воскликнула Ольга, наклонившись над ямой. "Пуще нам Игоревой смерти!" – застонали послы.

Основой сюжета картины стал один из эпизодов "Повести временных лет", а именно изощрённая месть княгини Ольги древлянским послам за убийство князя Игоря. По легенде, после убийства Игоря древляне явились к его вдове и предложили выйти замуж за их князя Мала. Пообещав устроить сватам-посланникам почётный приём, великая княгиня приказала их сбросить вместе с ладьёй в заранее вырытую посреди двора яму с горящим углём и засыпать заживо землёй. На этом мстительная Ольга не остановилась: Нестор-летописец в своей "Повести" рассказывает ещё о двух не менее жутких казнях древлян и сожжении их столицы – города Искоростеня – с помощью голубей. 

Питерский живописец пока остановился на одном историческом эпизоде, но в будущем планирует создать целую серию полотен, посвящённых княгине Ольге.  

– Я долго искал образ сильной женщины в нашей истории и пришёл к первой правительнице Руси – Ольге. К тому же она мало представлена в живописи, в основном только в иконописи, – говорит Григорий Гукасов. – А что касается морального содержания картины – художник не отвечает на вопросы, он только создаёт образы, которые каждому предстоит осмыслить для себя. 

Размер холста – 4 на 6 метров. В центре композиции Ольга, с искажённым от гнева лицом она вопрошает древлян: "Хороша ли вам честь?" На переднем плане – обезумевшие от ужаса послы в яме. Позади княгини – маленький князь Святослав и свита княгини: языческие шаманы, викинги и плакальщицы с доспехами убитого Игоря и его мечом. По обеим сторонам от них – мужики, засыпающие яму землёй с телег. 

Гукасов признаётся, что некоторых персонажей он рисовал со своих современников.  

– Натурщицей для создания образа Ольги стала жена моего школьного товарища, Анна, – говорит живописец. – Я очень долго искал подходящий облик среди знакомых, вглядывался в лица встречных девушек, а когда увидел Аню и попросил её примерить древнерусский наряд, сразу понял, что вот она, княгиня Ольга. В образе Святослава есть черты моего маленького сына, девочку около лошади я писал с дочери своего приятеля, а вот этот древлянин – мой близкий друг, талантливый реставратор. 

Мастер работал над "Княгиней Ольгой" во время своей выставки "Мы от рода русского", на которую привёз более 40 исторических полотен и эскизов. Размер холста значительный, поэтому Григорию понадобились трёхуровневые строительные леса. Основная часть полотна была написана в его мастерской под Питером, а в Музее Победы уже дорабатывались детали. 

По словам Гукасова, представить на обозрение публики незавершённую картину его попросил Григорий Лепс, с которым художник дружит. Увидеть холст можно до 25 августа. Потом картина отправится в Питер на доработку, а затем будет выставлена на продажу. 

"Я считаю, что любой правитель многогранен в исторической парадигме. И бывает так, что с исторической точки зрения что-то необходимо сделать, но для человеческой морали это неприемлемо. Однако корабль плывёт дальше".
Григорий Гукасов, художник, автор картины
Григорий Гукасов работает над холстом.
Vasil Kuzmichonak / v.k@inbox.ru
Григорий Гукасов работает над холстом.