
Об этом жителям столицы в официальном телеграм-канале рассказал Департамент транспорта Москвы.
Новый завод получил имя "Московский автомобильный завод имени КИМ". В собрании Музея транспорта Москвы хранятся два редчайших автомобиля этой марки. Первый из них, КИМ-10-50, стал дебютной серийной моделью завода. Это уникальный экземпляр, который сохранился в полностью комплектном и рабочем состоянии. У второго автомобиля, КИМ-10-51, тип кузова фаэтон, и он является единственным уцелевшим представителем этой модификации. Оба экспоната имеют исключительную историческую ценность и наглядно иллюстрируют ранний этап развития отечественного автомобилестроения.
"В Музее транспорта Москвы хранится более 300 транспортных средств, благодаря которым можно проследить ключевые этапы истории отечественного автомобилестроения. Один из них – появление Автомобильного завода имени КИМ, с конвейера которого сошли авто КИМ-10-50 и КИМ-10-51, предшественники первого "москвича". В коллекции музея представлены обе эти редкие модели. КИМ-10-50 горожане смогут увидеть после открытия музейного комплекса на Новорязанской улице, 27, а КИМ-10-51 хранится в фондохранилище Музея транспорта Москвы", – рассказал заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.
За время своего существования предприятие несколько раз меняло официальное название. Начиная с 1939 года оно именовалось "Автомобильный завод имени КИМ". После окончания Великой Отечественной войны, с 1945 года, завод стал называться "Московский завод малолитражных автомобилей" или МЗМА. В 1968 году ему присвоили новое имя, и он получил название "Автомобильный завод имени Ленинского комсомола", сокращённо АЗЛК. До начала 1990 годов именно здесь серийно производили легковые автомобили марки "москвич". При этом аббревиатура "КИМ" до сих пор сохранилась в архитектурных деталях столицы. Её можно увидеть на капителях колонн станции метро "Комсомольская" Сокольнической линии.
Первым собственным серийным легковым автомобилем, разработанным специально для московского предприятия, стал КИМ-10-50. В качестве основы для будущей малолитражки в 1938 году использовали английский двухдверный Ford Prefect. Для проектирования кузова был объявлен конкурс, в котором победила работа горьковского художника-конструктора В. Я. Бродского. Автомобиль изначально разрабатывали в двух версиях. Первая представляла собой тип седан и получила индекс КИМ-10-50, вторая была выполнена в кузове типа фаэтон и обозначалась как КИМ-10-51.
Весной 1940 года три первых автомобиля марки КИМ приняли участие в проезде по Красной площади. Однако И. В. Сталин остался недоволен конструкцией машин. Его не устроило отсутствие задних дверей, из-за чего посадка и высадка пассажиров были неудобными. В качестве нового ориентира был выбран четырёхдверный немецкий Opel Olympia. Вскоре после этого началась Великая Отечественная война, завод эвакуировали, а производство автомобилей остановили. Общее количество выпущенных машин не достигло даже 400 экземпляров.
После войны предприятию попытались дать второй шанс и возобновить выпуск автомобилей КИМ, но обновлённая версия снова не получила одобрения И. В. Сталина. В итоге было принято решение отказаться от дальнейшей разработки этой модели. Вместо неё на заводе наладили выпуск практически полного аналога Opel Kadett. Именно этот автомобиль стал первым серийным "москвичом" и положил начало новой странице в истории московского автопрома.
"В 2021 оба автомобиля – седан КИМ-10-50 и фаэтон КИМ-10-51 – были представлены на выставке «Мечта москвича» в павильоне Музея транспорта Москвы на ВДНХ. Впервые мы представили коллекцию серийных автомобилей прототипов «москвичей» и гоночных болидов в кинематографическом жанре байопик. Гостей выставки встречала инсталляция в портике павильона, центром которой стал макет автомобиля КИМ-10-50", – добавила директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Технические характеристики моделей
Двигатель автомобиля КИМ-10 выдавал мощность 30 лошадиных сил. В моторе применялся нижнеклапанный газораспределительный механизм, при этом регулировка тепловых зазоров клапанов конструкцией не предусматривалась. Охлаждение двигателя было термосифонным и функционировало за счёт естественной циркуляции жидкости, возникающей при разнице температур.
Трансмиссия включала трёхступенчатую механическую коробку передач. В ней использовались косозубые шестерни постоянного зацепления, а для повышения плавности переключений были установлены синхронизаторы на второй и третьей скоростях.
Кузов автомобиля представлял собой цельнометаллическую полунесущую конструкцию. В его основе находилась облегчённая рама, которая работала исключительно в комплексе с приклёпанным к ней кузовом и применялась в первую очередь для упрощения сборочных процессов на конвейере. Панель пола, выполнявшая силовую функцию вместе с усилителями, имела толщину 1,2 мм, центральная стойка изготавливалась толщиной 1,5 мм, а остальные элементы кузова имели толщину от 0,8 до 0,9 мм. Крыша была полностью металлической и изготавливалась методом глубокой вытяжки. Для своего времени это считалось прогрессивным решением, так как на большинстве советских автомобилей того периода верх кузова выполнялся из тканевого материала. Двери имели конструкцию типа Channel и оснащались отдельными рамками стёкол из гнутого металлического профиля. Такое решение позволило снизить массу и унифицировать дверные панели для открытых и закрытых версий кузова. Капот был выполнен по схеме "аллигатор" и открывался вверх и назад. За задним сиденьем располагалось отдельное багажное отделение, которое в то время называли "чемоданом". Доступ к нему осуществлялся снаружи через отдельную крышку.
Ходовая часть включала зависимую подвеску на поперечных рессорах. Спереди продольные нагрузки воспринимались упорной вилкой, а сзади эту функцию выполняла упорная труба карданного вала. Амортизация обеспечивалась гидравлическими рычажно-поршневыми амортизаторами двустороннего действия.
Тормозная система была барабанного типа на всех колёсах. Привод тормозов осуществлялся механическим способом с использованием тросов и рычажных механизмов.
История музейного экспоната КИМ-10-51
Среди всех сохранившихся КИМов именно типа фаэтон, находящийся в собрании Музея транспорта Москвы, считается самым поздним по времени выпуска. Его номер кузова 326 указывает на то, что машина была произведена в предпоследней серии, которая сошла с конвейера в июле 1941 года. Подробная история этого редкого экземпляра прослеживается с конца 1980-х годов.
В 1989 году группа автолюбителей из Киргизии направила в редакцию журнала "За рулём" снимок сохранившегося кузова КИМ-10-51. Фотография попала к известному исследователю автомобильной истории Льву Шугурову. Он включил её в материал под названием "Не оставим за собой пустыню", где поднималась тема сохранения автомобильного наследия и развития музейного дела в стране.
Спустя несколько лет, в 2004 году, коллекционер ретротехники Владимир Киреев организовал транспортировку этого кузова из Бишкека в Россию. Автомобиль передали в реставрационную мастерскую Вячеслава Лена. Там специалисты установили кузов на шасси автомобиля Ford Prefect, что позволило вернуть машине ходовое состояние. В дальнейшем восстановленный фаэтон несколько раз менял владельцев и находился в частных собраниях известных российских коллекционеров. В 2020 году редкий КИМ был передан в фонд Музея транспорта Москвы.
Музей Транспорта Москвы представляет собой открытое городское пространство и одновременно действующий исследовательский центр. Его деятельность направлена на изучение и осмысление того, как формировалась и развивается транспортная система столицы. В коллекции музея собрано свыше 250 единиц техники. Это легковые и грузовые автомобили, такси, автобусы, троллейбусы, спецмашины городских служб, а также велосипеды и мототехника.
Экспонаты музея не ограничены закрытыми фондами. Их регулярно представляют на выставках, временных экспозициях и городских проектах. Часть коллекции можно увидеть непосредственно в транспортной инфраструктуре Москвы, что позволяет горожанам и гостям столицы познакомиться с историей городского транспорта в живом и наглядном формате.