В серии "ЖЗЛ" вышла биография автора Мавзолея Ленина и Казанского вокзала Щусева – к его 150-летию

Её представил автор в Московском доме книги в преддверии юбилея знаменитого русского и советского архитектора
В серии "ЖЗЛ" вышла биография автора Мавзолея Ленина и Казанского вокзала Щусева – к его 150-летию
@РИА Новости
Архитектор Алексей Викторович Щусев (1873-1949).

Автор книги Александр Васькин Щусевым заинтересовался больше 10 лет назад и сначала выпустил его небольшую биографию в малой серии "ЖЗЛ". Теперь пришло время для более масштабного труда. Книга называется "Алексей Щусев: Архитектор #1". Название автор объясняет просто: нет никого, кто был бы соразмерен этому зодчему.

– Я про степень известности, плодовитости, результаты, – поясняет Metro Александр Васькин. – Всё, что он создал, до сих пор на виду: куда ни пойдёшь, везде встречаешься с его произведениями. Приходишь на Красную площадь – там его Мавзолей, спускаешься в метро – приезжаешь на станцию "Комсомольская", построенную по его проекту, выходишь наверх – там его Казанский вокзал и спроектированный Щусевым путепровод. 

Алексей Щусев – редкий пример архитектора, который не боялся состязаться с гениями прошлого, причём буквально. Например, проектируемый им Казанский вокзал "смотрел" на Ленинградский (бывший Николаевский) Константина Тона и Ярославский Фёдора Шехтеля. И Щусев превзошёл их достижения, создав и самый длинный в европейской части страны вокзал, и самый уникальный с точки зрения оформления: в нём нет ни одной похожей детали. 

Автора биографии архитектора интересовала личность Щусева – каким он был в жизни, а не только в работе. С этой целью Александр Васькин отправился изучать архивы и поразился, что материала в них не так много, как он ожидал. А в Третьяковской галерее, где Алексей Щусев проработал два года и построил так называемый Щусевский корпус, к удивлению писателя, никто не смог ему этот корпус показать. 

– Интересно было в Государственном архиве литературы и искусства, где я увидел почерк Щусева – красивый, но непонятный, – рассказывает Васькин. – Он жил широко, писал размашисто: как жил, так и писал. Документы, которые я видел, поразительны. Какой-то протокол с учёного совета был бы вообще неинтересен, если бы не рисунки Щусева, которыми он изрисован: всё, о чём он думал в текущий момент, Щусев зарисовывал. 

Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле в Тульской области. Архитектор Алексей Щусев, 1917 год.
Юрий Кавер / РИА Новости
Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле в Тульской области. Архитектор Алексей Щусев, 1917 год.

Писатель отправился в Кишинёв, где архитектор родился в большой и небогатой семье. Сейчас в городе открыт дом-музей Щусева, который не так давно отреставрировали. Когда он был подростком, оба родителя умерли, однако Щусев, не имея никакой протекции, поехал в Петербург и окончил с большой золотой медалью Императорскую академию художеств. 

Молодой зодчий отчасти от нехватки заказов становится храмовым архитектором (последний из его храмов был освящён в 1918 году в районе метро "Сокол"), а после революции 1917 года понимает, что для него открываются возможности в гражданской архитектуре. Он был человеком левых взглядов, и его захватили идеи нового времени. 

– Проект Мавзолея Щусева, по сути, спас Красную площадь, – рассказывает Александр Васькин. – Он построен так, что если его вдруг не будет, то этого никто не заметит. Если, не дай бог, исчезнет Покровский собор, то это сразу будет заметно, потому что это одна из архитектурных доминант, а если исчезнет Мавзолей – нет. Щусев хотел "спасти" Красную площадь.

"Меня измучила профессия архитектора", – писал Щусев и называл себя "вечным стахановцем". Его большой талант был тяжёлым бременем, как и для любого другого гения, отмечает писатель. И при этом талант Щусева не иссяк практически до самой смерти – редкий пример.

– Подавляющая часть советских архитекторов, которые реализовались в 1950–1970-е годы, – это его ученики или люди, испытавшие его влияние, – говорит Александр Васькин. – Но Щусев всё равно абсолютно уникален, потому что он один мог работать в разных стилях: посмотрите на Мавзолей, Марфо-Мариинскую обитель и Казанский вокзал. И эпоха Щусева не закончилась с его смертью.