В СССР секса не было, зато была мода: как так вышло, что Москва не стала модной столицей мира

Музей Москвы открыл свою новую выставку — "Дом моделей. Индустрия образов". Оказывается, в советские времена было место и смелому дизайну, и модным фасонам, но что-то явно пошло не так
В СССР секса не было, зато была мода: как так вышло, что Москва не стала модной столицей мира
Василий Кузьмичёнок / Газета Metro
Платье "Россия" стало настоящим феноменом. Правда, куда оно исчезло после "гастролей", никому не известно.

Когда впервые оказываешься в первом корпусе Музея Москвы, думаешь: неужели здесь раньше была парковка? Догадка почти что верная — в эпоху царской России здесь располагались складские помещения. Но вот мы поднимаемся на этаж выше и выходим сразу на подсвеченный снизу подиум. Лучшей отсылки для выставки о моде сложно придумать.

Само словосочетание "советская мода" даже звучит как-то дико. Ведь что такое мода? В сознании сразу всплывают журнал Vogue, Неделя моды в Париже, "Дьявол носит Prada" — заметьте, ничего из этого и рядом не пролетало с Советским Союзом. Однако уже в 20-е годы, после Октябрьской революции, мода была вопросом государственного уровня. Ателье мод, Дом моделей на Сретенке и Общесоюзный дом моделей одежды (ОДМО) — все эти организации создавались в СССР и были призваны продвигать моду в массы.

Забавно, что дизайн кажется взятым из магазинов одежды неподалёку, — а потом оказывается, что его разрабатывали ещё в советские годы.
Василий Кузьмичёнок / Газета Metro
Забавно, что дизайн кажется взятым из магазинов одежды неподалёку, — а потом оказывается, что его разрабатывали ещё в советские годы.

Однако стать модницей в советское время было трудно. Пойти в торговый центр и купить "трендовую" вещь ещё пока возможности не было, но для умеющих шить создавались различные женские журналы, в которых публиковались выкройки. Самым популярным изданием в те времена считалось "Я шью сама", отличавшееся тем, что в нём были чертежи, с помощью которых модницы могли подогнать понравившуюся модель по фигуре без особых проблем. Аналогом же знаменитого Vogue стал "Журнал мод", в котором зарубежные тенденции адаптировали под реальность советских женщин. 

Вот так выглядел журнал с незатейливым названием "Выкройка".
Василий Кузьмичёнок / Газета Metro
Вот так выглядел журнал с незатейливым названием "Выкройка".

Интересно, что мода в СССР хоть и брала в пример свою парижскую "коллегу", восхищаясь её утончённостью и возможностью жить вне времени, однако наши модельеры делали упор не на элитарный круг ценителей, а на то, что одежду будут носить обычные люди. В Союзе не было моделей, к которым привыкли фанаты глянца, демонстрировать новые фасоны звали людей "с улицы": обычно это были знакомые и приятели работающих в домах моды сотрудников.

Об ателье мод никто мог и не узнать, если бы не сохранившиеся журналы с дизайном его художников.
Василий Кузьмичёнок / Газета Metro
Об ателье мод никто мог и не узнать, если бы не сохранившиеся журналы с дизайном его художников.

Нарядов на выставке немало, но главный её экспонат — платье под символичным названием "Россия" — не заметить невозможно. Ярко-красное одеяние с переливающимися золотом вставками и капюшоном, созданное художницей Татьяной Осмёркиной для "Экспо-1967" в Монреале, было вдохновлено стилем краснофонных новгородских икон. Именно оно снискало восхищение критиков и любителей моды по всему миру, "гастролируя" в течение нескольких следующих лет. Оригинальное платье, к сожалению, пропало без вести после своих многолетних "гастролей" — на выставке представлена копия, выполненная специально для этой экспозиции.

Выглядит платье действительно впечатляюще. Такое могла бы носить главная героиня какого-нибудь исторического фильма.
Василий Кузьмичёнок / Газета Metro
Выглядит платье действительно впечатляюще. Такое могла бы носить главная героиня какого-нибудь исторического фильма.

Глядя на буйство красок и разнообразие тканей, остаётся лишь вопрос: так где же были все эти дизайнерские находки и почему тогда СССР в плане одежды запомнился только серостью и однообразием? Ответ прост: часто дизайн просто приносили в жертву утилитарности.

— Система домов моделей изначально не была заточена под то, чтобы контролировать процесс того, как будет создаваться одежда на производстве, — рассказывает Ксения Гусева, куратор выставки. — Разрабатывая свой дизайн, они не учитывали ситуацию в стране и возможности лёгкой промышленности. Попадая на фабрики, модели неоднократно переделывались — и в итоге от первоначальных идей мало что оставалось.