– Каждый москвич выбрасывает от 10 до 15 кг одежды в год, – делится перед началом экскурсии по центру сортировки вещей Юлия Урожаева, руководитель столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды. – Туда же входит обувь, постельное бельё и другой текстиль. Перерабатывается из этого количества отходов менее 1% – мы же хотим увеличить этот показатель до 5–6% и сформировать у москвичей новую экологичную привычку.
Проекту "Экоточки Москвы" всего месяц, а стеллажи в центре сортировки уже заполнены всевозможными ящиками, коробками и пакетами до потолка.
– Как только сортировочный стол освобождается, туда выгружается новый мешок, – объясняет работу цеха Даниил Жданов, пиар-менеджер Благотворительного фонда "Второе дыхание". – Со скоростью 5,5 секунды на одну вещь сотрудник сортирует их вручную: определяет состояние, бренд, качество и, собственно, их дальнейшую судьбу.
Судьбоносных вариантов развития событий у вещей целых три: хорошие отправляются на благотворительность, плохие – на переработку, а брендовая дорогая одежда идёт в секонд-хенды – выручка с неё опять же отправляется нуждающимся, а также на то, чтобы окупить логистику, аренду и работу сотрудников фонда.
– А как понять, что вещь в плохом состоянии? – задаёт вопрос внимательная экскурсантка.
– Это можно легко проверить одним экспериментом, – объясняет Даниил. – Если в этой вещи ты можешь пойти на работу и чувствовать себя при этом комфортно, вещь в порядке. Если же ты в ней стесняешься и думаешь, что тебя неправильно поймут, скорее всего, это состояние нехорошее.
Распределяет вещи стоящая рядом Аня: по четвергам она сортировщица, а в остальные дни – руководитель сети секонд-хендов.
– Вот, например, кожаная куртка, – девушка берёт в руки коричневую кожанку прямиком из 90-х. – Кожа не перерабатывается. При этом на ней есть пятна и потёртости – на благотворительность она тоже не пойдёт. Возможно, мы сможем придумать, как её использовать дальше, поэтому куртку я отправляю в секцию вторичного использования.
За кожанкой идёт чёрное мужское худи размера L – такие универсальные вещи у сортировщиков в почёте. А следом за ним – шапка с логотипом известного банка.
– Мерч – это большая беда, его создаётся очень много, а что с ним делать – непонятно. Люди с небольшим удовольствием носят подобное.
– Можно ведь просто отпороть эту нашивку? – поступает резонное предложение.
– Апсайклингом занимаются в нашей мастерской, – рассказывает Аня. – Мы придумываем, как можно перешить старую одежду или сделать из двух-трёх вещей одну. Во-первых, это модно, а во-вторых, вещь не оказывается на помойке.
Так, вместо прозябания в мусорке, обновлённый наряд украшает витрину модного "секонда" или даже красуется на актёрах театра и кино – настоящая реинкарнация руками человека.
Только факты
Сейчас на карте портала mos.ru размещены адреса более 200 пунктов приёма одежды, текстиля и аксессуаров с подробным описанием их расположения и графиком работы.
Количество экоточек и перечень принимаемых отходов будут расширяться. В ближайшее время на карте появятся пункты приёма отработанных покрышек.
С 1 января следующего года акция "Ёлочный круговорот" также будет включена в карту экоточек – туда можно будет сдать живую ель.