ВДНХ возрождает красивую жизнь

Будут восстановлены четыре исторических горельефа и 48 барельефов
ВДНХ возрождает красивую жизнь
ВДНХ / Фотофонд ВДНХ
Павильон "Поволжье" в 1954 г.

Изобилие устраняется

Павильон “Поволжье”, построенный в 1939 году, символизировал крутой мост над бурным волжским потоком. На крыше его стоял на вздыбившемся коне семиметровый комдив Чапаев. В 1954 году был отстроен новый павильон – роскошный, богатый, там громкие потоки воды Сталинградской и Куйбышевской ГЭС с боковых стен лились прямо в бассейны – и журчали, журчали... Фасад был обильно изукрашен горельефами и барельефами с традиционными для того времени сюжетами: битвы (красногвардейцы берут Царицын, солдаты защищают Сталинград), плодородие, мирный труд. 

Однако новое “Поволжье” почти сразу же попало в опалу. В 1955 году вышло постановление ЦК КПСС “Об устранении излишеств в строительстве и проектировании”. Началось вытеснение монументального неоклассицизма (он же сталинский ампир) аскетичным хрущёвским модерном, пригодным для массового строительства.  

15-й павильон ВСХВ в июле 1954 г.
Фотофонд ВДНХ
15-й павильон ВСХВ в июле 1954 г.

Сменная утопия

В 1959 году ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка) переродилась в ВДНХ (Выставку достижений народного хозяйства). В “Поволжье” были демонтированы оригинальные колонны с горельефами, на которых агрономы любовались колосьями, а рыбаки, соответственно, – жирными уловами. Теперь павильоны представляли не регионы, а отрасли – в поволжских просторах поселилась “Радиоэлектроника и связь”. Все декоры фасадов были, согласно новому курсу, упразднены – но всё-таки не уничтожены. Их зашили фальш-фасадами – квадратами белого алюминия. Так сталинское эльдорадо, истекающее мёдом, золотым осетровым жиром и электричеством, превратилось в стилизованный радиоприёмник – символ научно-технического прогресса. Чапаева же эвакуировали в Чебоксары, поближе к родине.

Более половины барельефов под алюминием были в той или иной мере разрушены. Есть мнение, что это было не обычной бесцеремонностью строителей, но своего рода идеологическим задором: картины Сталинграда, конечно, не могли не содержать образ Сталина. 

– В 1959 году, – говорит известный историк архитектуры Анна Юлиановна Броновицкая, – никакие другие фасады, кроме “Поволжья”, не подвергались разрушению. На павильонах “Казахстан” и “Армения” колхозников бережно зашили. “Поволжье” было выбрано первым – как символический акт десталинизации и как переход от архаической модели (прототип – колонна Марка Аврелия в Риме) к современности, к устремлённости в будущее.

Назад к излишествам

Первые двадцать постсоветских лет ВДНХ (ВВЦ – Всероссийский выставочный центр) была гигантским и довольно хаотичным рынком. Неудивительно, что к началу десятых годов нашего века 49 объектов культурного наследия находились в аварийном состоянии. В 2014 году наконец начались масштабные ремонтно-реставрационные работы на всей территории выставки. Концепция реконструкции ориентирована на восстановление архитектурного облика 1954 года – именно к этому времени было создано большинство сохранившихся памятников.

Барельефы “Поволжья” были воссозданы благодаря описаниям, старым чертежам и ретрофото. Использовались и семейные фотоархивы потомков скульпторов. Работы продолжаются, скоро обещают вернуть утраченные скульптуры (от одной из них уцелела только голова матроса). В обновлённом "Поволжье" обещают разместить музей Олимпийского комитета РФ – похоже, “излишества в строительстве и проектировании” блистательно реабилитированы.