Вирусные и бактериальные инфекции вызывают воспаление в головном мозге

Даже безобидная простуда не проходит для здоровья бесследно. С течением времени она может привести к риску развития таких тяжёлых заболеваний, как болезнь Альцгеймера и Паркинсона
Вирусные и бактериальные инфекции вызывают воспаление в головном мозге
Studio Romantic/Shutterstock
Даже простуда вызывает воспалительные процессы в головном мозге.

Многие привыкли относиться даже к простуде легкомысленно, не общая внимания на недомогание, перенося всё на ногах. Оказывается, любое воспаление, вызванное вирусными и бактериальными инфекциями, оставляет след в головном мозге, и чем чаще мы болеем – тем выше риск нейродегенеративных заболеваний.

Несколько лет назад российские учёные провели исследование и выяснили, что у людей, рождённых во время "испанки" 1918 года, самой массовой пандемии за всю историю человечества по числу заразившихся и умерших, риск заболеть одним из самых распространённых нейродегенеративных заболеваний, болезнью Паркинсона, в течение последующих 40–50 лет был в 2–3 раза выше, чем у людей, родившихся после 1924 года.

Эти факты побудили исследователей из разных стран мира к изучению взаимосвязи воспалительных процессов в организме и нарушений функций мозга. В нашей стране эту тему изучают учёные Физиологического отдела им. И. П. Павлова Института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге.

– Мы смоделировали процесс повреждения нервной системы бактериями на животных, – рассказывает Мetro Марина Карпенко, доктор биологических наук, заведующая лабораторией нейрохимии Физиологического отдела им. И. П. Павлова Института экспериментальной медицины. – Для этого лабораторным крысам ввели кусочки убитых бактерий, но в такой концентрации, что в ответ на наше воздействие у животных поднялась температура тела, началась воспалительная реакция, активировалась иммунная система – запустился процесс борьбы организма за выздоровление. Наблюдая за ними, мы увидели, что уже через несколько часов после заражения в их мозге обнаруживались медиаторы воспаления!

Прошла неделя, и крысы ничем не отличались от контрольных животных, которым никакие бактерии не вводились.

– Через 6 месяцев после начала эксперимента (заражения бактериями) мы заметили у них нарушение походки, развитие стереотипных движений, например, непроизвольное кивание головой, расстройства памяти. Всё это свидетельствовало о развитии нейродегенерации, – продолжает Марина. – Когда мы заболеваем, мозг получает сигнал о том, что у человека развивается воспалительный процесс. После того как иммунитет победил инфекцию, в центральной нервной системе "свой" воспалительный процесс продолжает развиваться в нервных клетках головного мозга – и в них разрешения воспаления не происходит. После выздоровления процесс в мозге  угасает, но полностью не прекращается. И чем чаще мы болеем, тем больше в мозге остаётся следов воспаления. И с возрастом даже незначительные для молодого организма болезни всё больше отражаются на нервной системе. Как остановить воспалительный процесс в мозге? Принятых подходов пока не существует.

Как устроен воспалительный процесс в мозге

"Иммунная система мозга" отличается от периферической иммунной системы организма. В мозге нет систем, блокирующих воспалительную реакцию.
Emily frost/Shutterstock

Помимо нервных клеток, занимающихся сбором, обработкой и передачей информации, в мозге есть вспомогательные клетки, "обслуживающий персонал". Они "добывают" и "готовят" еду, даже переваривают пищу для нейронов, "делают уборку", исполняют роль своеобразных камикадзе – первыми принимают на себя удар в случае опасности.

– "Иммунная система мозга" отличается от периферической иммунной системы организма. Клетки иммунной системы в забарьерное пространство мозга фактически не попадают. В ответ на развитие воспаления в периферической иммунной системе в мозге активируются так называемые микроглиальные клетки, свои иммунные клетки мозга. Они начинают выделять медиаторы воспаления, и воспаление распространяется по всей центральной нервной системе, – продолжает Марина Карпенко. – Всё бы было хорошо, но вот только в мозге нет систем, блокирующих воспалительную реакцию! Процесс переходит в хронический – и при новой инфекции разгорается с большей интенсивностью. В этом случае клетки, которые призваны защищать нейроны, способствуют их гибели. Поэтому хронические повреждения приводят к заболеваниям.

Инфекции снижают когнитивные способности мозга

Воспалительные процессы в мозге влияют на наши когнитивные функции.

– Область мозга, ответственная за когнитивные функции, – гиппокамп, очень уязвима к воспалительному процессу, – делится Марина Карпенко. – Чем больше в нашей жизни стресса, тем хуже наши способности к обучению, восприятию и обработке информации и принятию решений. Также перенесённая вирусная и бактериальная инфекция, как показывают эксперименты, может сказаться на способности подниматься по лестнице или чистить зубы – но это уже первые симптомы болезни Паркинсона.

Если человек живёт в регулярном стрессе или в организме постоянные хронические воспаления – воспалительный процесс в мозге усиливается. Такой человек попадает в группу высокого риска развития нейродегенеративных заболеваний.
Марина Карпенко, доктор биологических наук

Пожилые люди особенно в зоне риска

По мнению эксперта, у пожилых людей, которые много болели в молодости, в старости болезни могут протекать тяжелее и с большими последствиями. А осложнения на центральную нервную систему могут привести к таким заболеваниям, как болезни Альцгеймера и Паркинсона.

– Подавлять воспалительный процесс в мозге пока не научились, а противовоспалительные препараты, которые мы принимаем, чтобы подавить воспаление на периферии, для мозга не работают, – рассказывает Марина Карпенко. –  Единственный способ защитить себя – это вести здоровый образ жизни, больше двигаться, избегать стресса, переохлаждений и не болеть вирусными заболеваниями, но, к сожалению, в жизни это не всегда удаётся.