Владеть животной энергией и воспитать волю и железный характер поможет метод Тадаси Судзуки

Первокурсники актёрского специалитета из Института кино НИУ ВШЭ полгода постигали секреты выдающегося японского режиссёра. Наблюдая за студентами из зала, репортёр Metro почти испугалась
Владеть животной энергией и воспитать волю и железный характер поможет метод Тадаси Судзуки
Маша Ильина
В театре Судзуки используются элементы балета, спорта и японского театра Кабуки и Но.

На сцене – педагог Нана Татишвили, единственная в стране, кто преподаёт этот метод. Азы она познавала у самого Судзуки.

– Вперёд! – командует Нана. Начинается ритмичная музыка, и ребята дружно топают по сцене – и кажется, сейчас проломят её. Прямая спина, колени согнуты – нужно держать ритм и перемещаться в хаотичном порядке, не сталкиваясь друг с другом. Это так трудно, что три минуты даже мне из зала кажутся целой вечностью. Тело в мягком кресле напряглось: "Нет, я так не смогу", – закапризничало оно на всякий случай.

Ребята выстраиваются в несколько рядов и замирают. Кто с поднятыми руками, кто с ногами. Ещё три минуты. "Ну и дела! – подумал уже мой мозг. – Это же какое-то насилие над телом!"

– Хоп! – громко кричит Нана, и ребята застывают в новых позах.

– Клац! – бьёт она длинной бамбуковой палкой по сцене. И моё тело вздрагивает. Студенты приседают на корточки. Снова удар палкой, снова крик Наны – и ребята быстро подтягивают коленки к животу. Опять удар, и мой мозг умоляет: "Хватит!"

– Лера! – вызывает Нана. На сцене остаётся одна девочка. Она поднимает свою палку, смотрит на неё и произносит: "Быть или не быть..." – талантливо, в разных интонациях.

Снова собирается толпа. Актёры то садятся, то вскакивают, то застывают, то машут палками.

– Сначала фокус, потом действие, – то и дело произносит педагог магическую формулу метода Судзуки.

Палкой больше не бьёт, от этого становится спокойнее. "Ну слава богу", – говорит моё тело. "Наконец-то!" – отвечает мозг.

Ребята приступают к этюдам. Вот на сцене Женя, она – Фисба из пьесы "Сон в летнюю ночь". Гена и Таня – Ромео и Джульетта... Все почему-то с каменными лицами. Я даже сперва подумала, что жёсткость – особенность метода Судзуки. Но у Влада Пак получился яркий и озорной. С облегчением выдыхаю – эмоции не запрещены. Но если бы на сцене был мой ребёнок, с ума бы сошла.

Рядом сидит мама Арины Поповой. Спрашиваю:

– Вас палка не пугает?

– Нет, это не жёсткость, а воспитание воли, – восторгается она. – Они учатся быть выносливыми. Палка – не муштра, а инструмент дирижёра!

Сама Арина подходит после урока сияющая, как будто не было полутора часов изнуряющего напряжения.

– Когда мы первый раз увидели палку – тоже испугались, – объясняет она. – Но в этой жёсткости, оказывается, много свободы.

Первокурсницы разыгрывают монолог Меркуцио про королеву Маб.
Маша Ильина
Первокурсницы разыгрывают монолог Меркуцио про королеву Маб.

Нана Татишвили, педагог, актриса театральной компании SCOT Тадаси Судзуки

Нана Татишвили училась у самого Тадаси Судзуки и даже, когда она стала одной из ведущих актрис театра, мастер не раз отправлял её повторя азы вместе с новичками.
представлено Наной Татишвили
Нана Татишвили училась у самого Тадаси Судзуки и даже, когда она стала одной из ведущих актрис театра, мастер не раз отправлял её повторя азы вместе с новичками.

Нана, вы сказали, что в основе метода – энергия. Откуда вы её?

– Энергию берём, если буквально, от пола, по- этому занимаемся босиком или в носочках. Топанье ногами встречается в традициях многих народов. Например, Фламенко – в Испании, дроби – в русском народном танце. Так мы рождаем импульс, который начинает двигаться по телу. Если отпускаем, он рассеивается. Если умеем остановить в районе центра тяжести, то энергией этой можно пользоваться. Мы привыкли к психологическому театру, но есть драматургия, которую невозможно сыграть этим способом. Например, древнегреческая трагедия. Для это-го нужны сильное тело и голос. Актёры в древнегреческом театре не разговаривали друг с другом. Все реплики были направлены к Богам.

Как эти практики помогут ребятам в жизни?

– Они развивают в них выносливость, характер, волю. В методе много групповых упражнений. К примеру, когда они делают "статую" в ряд, схалтурить не могут, потому что каждому тяжело. Они это понимают. Так вырабатывается уважение к другому и ответственное отношение. Когда юному актёру или художнику дают "белый лист" – создать на нём что-то очень страшно. А эта дисциплина даёт опорные точки, которые помогут им прочувстовать любого персонажа.

То, что вы бьёте палкой по сцене – что это за символ?

– Я кричу и бью палкой, не потому что злюсь, а для того, что звук был слышен всей группе. Использую счёт, чтобы сообщить энергию. Они ведь ещё очень юные и быстро теряют концентрацию. Им нужен человек, который поможет держать ритм, настраивать.

Почему для этюдов выбрали пьесы Шекспира? Он сложный автор.

– Сначала мы взяли Чехова, потом решили, что Шекспир подходит лучше. Шекспир – это про кураж, молодость, энергию. У него множество игровых сцен, которые подходят молодым актёрам, ведь в его времена актёры были юными. Это ошибочное мнение, что играть Шекспира нужно лишь опытным актёрам.

Студенты разыгрывают этюды по пьесам Шекспира.
Маша Ильина
Студенты разыгрывают этюды по пьесам Шекспира.
Маша Ильина
Студенты разыгрывают этюды по пьесам Шекспира.
Маша Ильина
Студенты разыгрывают этюды по пьесам Шекспира.
Маша Ильина
Студенты разыгрывают этюды по пьесам Шекспира. 1/4