
Перегонные тоннели метростроевцы успели проложить Яузой, Москвой-рекой, Сетунью, Сетунькой и Очаковкой.
"С 2011 года проходки под реками велись при строительстве Большой кольцевой, Солнцевской и Троицкой линий метро, – рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов. – Перегонные тоннели Московского метрополитена строят при помощи тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК) диаметром шесть и 10 метров. Щит прокладывает тоннель круглого сечения, оставляя за собой готовый контур из сборных элементов. С особым вниманием выполняют участки линий, проходящие под водными объектами. На территории Москвы таких участков множество. Проходка с помощью ТПМК под рекой – это сложный процесс, который требует тщательной подготовки и применения специальных технологий для предотвращения затопления. Основные тонкости включают контроль давления в рабочей камере с помощью компрессоров, отведение грунтовых вод и высокую точность навигации".
Чтобы начать работу, специалисты вычисляют водоупорный слой глины, который как правило есть под руслами больших рек и водоёмов, именно в этом слое или под ним и прокладывают тоннели. Этот плотный слой слабо пропускает воду, но в любом случае совершая проходку под водными объектами специалисты делают необходимые остановки ТПМК для проверки степени износа режущего инструмента. Ведь если он выйдет из строя устранить последствия будет крайне сложно.
Гендиректор АО "Мосинжпроект" Максим Гаман отмечает, что контроль за состоянием оборудования, герметичностью и исправности систем экстренной эвакуации крайне важны, ведь все работы проводят при высоком давлении.
По его словам, для дополнительной защиты тоннеля от воды иногда используют тюбинги с металлоизоляцией. Их монтируют параллельно с прохождением каждого участка. Прокладка подводных тоннелей требует точного соблюдения проектной трассы, чтобы не повредить в процессе работы уже имеющиеся конструкции и избежать столкновения с непредвиденными геологическими условиями.
В настоящее время продолжаются работы по строительству Рублёво-Архангельской, Бирюлёвской, а также второго этапа Троицкой линий метро. Специалисты готовятся к проходке в общей сложности 3130 метров под Москвой-рекой, затоном Новинки, реками Городней, Сосенкой и Десной.
Ранее мэр Москвы Сергей Собянин сообщил о начале проходки тоннеля от "Острова Мечты" до "Кленового бульвара".