Внук Зураба Церетели развеял живучие слухи о памятнике Петру Первому в Москве

Сделали большое интервью с внуком Зураба Церетели Василием, который рассказал о самом известном памятнике Петру Первому в Москве
Внук Зураба Церетели развеял живучие слухи о памятнике Петру Первому в Москве
Наталья Селиверстова / @ РИА "Новости"
Памятник Петру I работы Зураба Церетели в Москве.

Сегодня – 350 лет со дня рождения Петра Первого. Художник-монументалист, скульптор, живописец и педагог Зураб Церетели – автор легендарного памятника Петру Первому в Москве. Он расположен на искусственном острове у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала. Внук Зураба Константиновича Василий рассказал Metro, как монумент создавался, и развеял некоторые особенно живучие слухи о нём.

Памятник Петру I, несмотря на противоречивые отзывы, уже стал символом города. Гости столицы фотографируются на его фоне, это своего рода визитная карточка. Согласны?

Да, конечно. Даже когда раздавались крики, что памятник надо куда-то переносить, люди говорили: "Мы выросли с ним! Он нам нравится". Квартиры, из которых жители смотрят на памятник, стоят дороже. Это прекрасный памятник. Многие иностранные художники от него в восторге. Британский художник Дэмьен Херст, когда был в Москве, очень его хвалил.

В этом году памятнику исполнится 25 лет, а Петру в июне – 350 лет. К такому двойному юбилею расскажите об истории создания монумента.

Возведение памятника хотели приурочить к 300-летию российского флота. Министерство обороны объявило конкурс. Проект Зураба Константиновича одержал в нём победу. Были проведены предварительные работы, создан эскиз. Всё утверждалось разными инстанциями. 

Зураба Константиновича часто критикуют за то, что он якобы выбрал место и размер для памятника, но это не так. Место для памятника выбрал город, и не случайно. Раньше там хотели установить памятник «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. С тех пор в этом месте надо было установить какое-нибудь архитектурное произведение. Размер памятника тоже определял не Зураб Константинович, решение принимал архитектурный совет. 

Когда модель была создана, несколько конструкторских бюро работали над памятником. Он же был размером и сложностью как здание, проводились различные исследования. Эксперты смотрели, как памятник будет выдерживать нагрузки (ветер, землетрясения). Проводились тестирования. Это огромная работа множества институтов. 

Памятник работы Зураба Церетели в Москве.
Максим Блинов / @ РИА "Новости"
Памятник работы Зураба Церетели в Москве.

Когда всё финализировалось, стали возводить памятник. Обычно в дату открытия монументы накрывают материей, чтобы люди впервые увидели законченное произведение. Как правило, так делают с небольшими памятниками. Но этот конкретный монумент собирали таким образом, что все могли видеть процесс. И критикам было легко атаковать, потому что не было завершённости: памятник собирали постепенно, как конструктор. Проводилось много сложных работ. Например, подводники варили его под водой. Принимались уникальные конструкторские решения. 

Вы, как член семьи скульптора, видели этапы работы над памятником? Что вас особенно впечатлило?

Если у Зураба Константиновича появляется идея, ему очень важно реализовать её. Это был огромный этап в его жизни, сложный. Рядом с местом строительства стоял огромный пароход, он там проводил день и ночь – рисовал эскизы, доработки. Люди работали круглые сутки, чтобы завершить памятник.

Ходили разные слухи вокруг памятника, расскажите об этом.

Проект стартовал в 1995 году, в 1997-м памятник установили. С тех пор сформировалось много фейковых новостей, как это принято сейчас говорить. Всё было легко спродюсировать. Зураб Константинович по судам не ходил. 

В то время была сложная политическая ситуация. Хоть заказчиком оказалось Министерство обороны, всё утверждал город. Шла массированная атака по мэру Юрию Лужкову, чтобы он не переизбрался. Всё, что было вокруг его имени, любые проекты, – критиковалось. 

Появились стереотипы. Люди в 1997 году верили в то, что читали. Например, писали, будто это самый некрасивый памятник по версии "Виртуального туриста". Я не поленился, зашёл на сайт этого "туриста" – он был сделан на коленке. Там оказалось 10 скульптур, в том числе Эйфелева башня, монумент Пикассо… Памятник Петру Первому оказался в списке мировых наследий. Сайт этот сделали специально, чтобы можно было ссылаться на него. 

Один из самых устойчивых слухов – что это на самом деле памятник Колумбу…

Легенда про Колумба – самая смешная. Каждый может приехать в Галерею искусств Зураба Церетели на Пречистенке и увидеть обе модели, Петра и Колумба. Вы увидите разницу. 

С Колумбом история началась в 1991 году. К 500-летию открытия Америки был организован конкурс, Зураб Константинович его выиграл. Началась отливка 126-метрового памятника, который назвали "Рождение Нового Света". При этом размер памятника Петру – 98 метров. Это совершенно разные памятники! Одно их объединяет – подъём на волне. Колумб открывает Новый Свет, Пётр Первый – окно в Европу. 

В 1995 году Зураб Константинович установил в Севилье памятник Колумбу "Рождение нового человека" (первая часть проекта "Как Европа нашла Америку"), вторую часть установили в Пуэрто-Рико. Там сейчас находится уже завершённый памятник. 

126 метров – огромное здание. Нужны согласование, финансирование, разрешение, куча бумажной волокиты. Понадобилось 26 лет, чтобы установить памятник. Сейчас он есть в Пуэрто-Рико. Так что версия, что его сначала куда-то вывозили, потом вернули в Россию, – фикция. Есть факты, посмотрите в Интернете "Колумб в Пуэрто-Рико" – и увидите его.

Насколько Зураба Константиновича раздражала критика?

Не раздражала. Зураб Константинович известен везде. Он первым в 70-е работал в Бразилии. Был главным художником Олимпиады-1980 в Москве. У него на Тишинке стоит большой памятник, есть 145-метровая стела на Поклонной горе. Благодаря в том числе и критике его имя знают в любом городе России. 

Он был знаком с Сальвадором Дали. Как-то они встретились в Америке – в советское время. Дали ему и говорит: "Что-то меня мало ругают. Видно, забыли". Зураб Константинович удивился. А потом уже воспринимал критику как рекламу. 

Народная любовь пришла к Эйфелевой башне с опозданием. История с Петром Первым повторяется?

Любым большим городским памятникам нужно время. Когда создаёшь что-то новое, произведение должно ужиться. Памятник Петру стал авангардным, уникальным сооружением. Зрителю понадобилось время, чтобы привыкнуть к нему, понять творца. 

Каков Зураб Константинович в работе? Как создаёт произведения?

Василий и Зураб (справа) Церетели.
Алексей Филиппов / @ РИА "Новости"
Василий и Зураб (справа) Церетели.

Он происходит из очень бедной семьи, его отец трудился на пяти работах. Рисовать Зураб Константинович начинал со своим дядей, с которым объехал в Грузии много мест, рисовал портреты. Трудолюбие у него появилось ещё в детстве. Он делал иллюстрации для "Крокодила", поступил в академию художеств – но не только. Ещё учился в академии археологии, где изучал археологию, этнографию. 

Этнография – это анатомия истории. Ему важен был этнографический посыл, вот почему его интересует история, Пётр Первый. Его интересуют исторический быт, археологические раскопки. До сих пор питает к этому интерес, что помогает ему создавать проекты. 

Зураб Константинович рано встаёт, делает зарядку – и начинает рисовать. В промежутках создаёт графические зарисовки, в которых рождаются новые проекты. Всё начинается с бумаги, пера. Когда он придумывает проект, то начинает делать модель из пластилина. Если нравится и образ найден, переходит к гипсу. 

Он "горит" позитивной энергией. Это яркий, добрый человек, который не помнит ничего плохого. Всегда думает о новых проектах, историях. У него радужное, солнечное настроение, с которым он смотрит на мир.

А когда он работает, то предпочитает от всего закрываться?

Он – посол доброй воли ЮНЕСКО, член множества академий. Постоянно в самолётах – то в Китае, то во Франции, то в других странах. В России уже прошло больше 70 персональных выставок Зураба Константиновича. Он открыт, проводит мастер-классы на Пречистенке, где есть мастерская, доступная всем посетителям галереи. Там он бывал два раза в неделю, стоял и рисовал, и все желающие могли рисовать вместе с ним, бесплатно. Как взрослые, так и дети. В Переделкино до пандемии открыл свою мастерскую – музей под открытым небом. Любой желающий может зайти во двор, посмотреть на скульптуры. Он там бывает, с ним общаются. Он обожает общение, новые люди для него – это новые эмоции, новая энергия. Одного Зураба Константиновича увидеть невозможно. Его всегда окружают друзья, коллеги. Он никогда и ни от кого не закрывается!

Читайте также: