
Задача волонтёров-переписчиков — вооружиться фотоаппаратом и фиксировать встреченных воробьёв в выбранном районе, а потом отправить данные — место, дату и примерное число пернатых — на сайт акции. Главные объекты исследования — полевой и домовый воробьи.
Мы идём вдвоём с Олегом, столичным бёрдвотчером, по Терлецкому парку. Приближаясь к прудам, уже издали слышим щебетание: большая воробьиная стая облепила раскидистый куст, который в народе так и называется — "воробьиный", объясняет мой спутник. У нас фотоаппараты с телеобъективами, но здесь они бесполезны, поскольку птиц много — с виду более сотни полевых воробьёв, они всё время перелетают с ветки на ветку, прячутся в глубине кустарника. Так что берём телефоны и снимаем видео, чтобы потом в режиме "стоп" примерно пересчитать пернатых и более точно определить их вид и пол.

Замечаем, что кормушки забиты до отказа. У одной из них знакомимся с местной жительницей Ольгой.
— Здесь многие подкармливают птиц, — рассказывает она. — Когда я сюда иду, всегда беру семечки, пшено и гречку.
Пока мы разговариваем, стая воробьёв внезапно замолкает — и наступает полная тишина. Это типичная стратегия маскировки. Как объяснила потом Metro одна из организаторов акции, бёрдвотчер Евгения Лешина, в отличие от тех же синиц, воробьи просто замирают в глубине кустарника, рассчитывая, что серо-коричневая окраска позволит им спрятаться среди веток от врагов — ястребов, мелких соколов, сорокопутов, кошек и змей.
А вот с людьми у воробьёв давние и добрые отношения. Птицы помогают очищать сады и огороды, уничтожая вредных насекомых — тлю и гусениц — и поедая семена сорняков.
Поэтому, говорят орнитологи, особенно важно помочь воробушкам выживать в зимнее время, когда снежный покров слишком высокий и трудно добывать семена. Как отмечают эксперты, сохранить популяцию воробьёв — в интересах человека, ведь "свято место пусто не бывает", а новые соседи могут оказаться менее удобными.

Орнитологи говорят: в Москве примерно равное число домовых и полевых воробьёв. По результатам прошлогодней переписи зафиксировали по 6,2–6,4 тыс. особей каждого вида. Но это только те птицы, которые попали в поле зрения наблюдателей. Задачи пересчитать всех организаторы акции — Союз охраны птиц России, проект по популярной биологии "Улитка Марта" и АНО "Наше Будущее" — не ставят. Гораздо важнее выяснить, как изменилась популяция и что происходит в городских условиях с воробьями, численность которых в последние годы снижается.
– Численность воробьёв в разной степени уменьшается в последние десятилетия по всему миру, но точные причины так и не определены, – рассказал Metro глава Русского общества сохранения и изучения птиц Михаил Калякин. – Особенно страдает популяция домового воробья, который больше зависит от деятельности человека. Полевые более независимые – они могут откочевать в дикие места подальше от городской застройки и жить припеваючи.