Выясняем, есть ли риск, что россияне могут остаться без спиртных напитков на Новый год

Торговые сети переживают, что есть риски остаться без крепкого спиртного перед новогодними праздниками. Выясняем, так ли это
Выясняем, есть ли риск, что россияне могут остаться без спиртных напитков на Новый год
Yulia Grigoryeva/Shutterstock
В России возможен дефицит алкоголя на Новый год

Как сообщает журнал "Профиль", торговые сети действительно обеспокоены угрозой дефицита некоторых категорий крепких напитков и шампанского, которая может возникнуть перед новогодними праздниками. Хотя на данный момент в России отмечается рост производства игристых вин на треть. Крупные ритейлеры ждут, что иностранный алкоголь довольно быстро раскупят, и цены вырастут. Супермаркеты ждут такого развития событий уже в декабре. Так, вначале с полок может пропасть импортный виски, ром и ликёр. На данный момент их запасы уже истощаются, как и бренды коньяка и текилы.

По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), виски уже стал появляться на витринах магазинов на 50% реже, игристые вина региона Шампань – на 95%, пиво европейского производства – на 40%, остальные категории – на 35%. Закупочные цены на спиртное импортного производства выросли на 27–40%, по некоторым позициям даже выше.

Иностранные производители крепкого спиртного начали покидать российский рынок ещё весной. В рамках санкций США наложили запрет на отгрузки всего спиртного в Россию, а страны Евросоюза – на поставки алкоголя дороже 300 евро за единицу. В ноябре к ним планируется присоединиться и Новая Зеландия. Также один из старейших итальянских производителей вин в Тоскане тоже может покинуть российский винный рынок. Однако эти вина никогда не были широкодоступными.

Как адаптируется российский рынок

На фоне перечисленных санкций ещё в сентябре Минпромторг предложил расширить перечень товаров, которые можно ввозить по параллельному импорту, включив туда международные алкогольные бренды. Так, ввоз продукции без разрешения правообладателей и в обход официальных дистрибьюторов разрешен с 6 мая более, чем 50 категориям товаров и 1500 брендов, среди которых и автомобили, и одежда, и запчасти и другая техника.

Глава Минпромторга Денис Мантуров рассказал, что прогноз по объему параллельного ввоза скорректирован с 16 млрд до 20 млрд долларов до конца года. И такой механизм решено продлить на 2023 год.

Однако Ассоциация международных производителей алкогольной продукции против такой меры в связи с тем, что возможность параллельного импорта обсуждали даже для той продукции, которую привозит в страну сам правообладатель. Также в ассоциации боятся, что в страну попадёт контрафакт.

А вот директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз считается, что если параллельный импорт введут, доставкой займется небольшой круг уполномоченных компаний, что минимизирует риск контрафакта.

Сейчас на недостаток продукции жалуются торговые сети и рестораны. Ранее они продавали крепкие алкогольные напитки в розницу и не занимались доставкой из-за рубежа. Эту функцию выполняли владельцы дорогих премиальных брендов, либо импортеры. И если в оборотах крупного ритейла доля алкоголя занимает примерно 10–12%, то в ресторанах она доходит до 50%.

По словам Вадима Дробиза, параллельный импорт вряд ли введут, но Минпромторг хотел бы дать эту возможность сетям, аргументируя, что логистика станет проще, а наценка для потребителя меньше. С 2015-го сети начали заниматься импортом вина, но ввоз крепкого алкоголя был для них недоступен. Поэтому сейчас рынок крепкого премиального алкоголя переделывается в пользу сетей.

Ассортимент вина на рынке расширят

В прошлом году импортное вино занимало половину рынка, а игристое – треть. С учётом ограничений на ввоз из США, Новой Зеландии и Австралии доля сегмента может сократиться на 25–30%. Дистрибьюторы ищут замену в странах СНГ, а также в Китае и Индии. Также возможна доставка вина из Аргентины, Чили, Уругвая и ЮАР.

На данный момент в доступном ценовом сегменте российские вина занимают доминирующее положение и 75% продаж приходится на отечественную продукцию. Чем выше ценовой сегмент, тем больше конкуренция со стороны импорта. По словам директора департамента исследования и продвижения отечественной винодельческой продукции Роскачества Олеси Буняевой, сейчас ассортимент отечественной продукции расширяется в первую очередь в сегменте 500–1000 рублей за бутылку объемом 0,75 литра.

Важно отметить, что российские вина появились и в премиальных форматах розничной торговли, то есть в дорогих супермаркетах. Уже к концу этого года соотношение импорта и внутреннего производства может измениться с 50/50 к 40/60. То есть в 2023 году 2/3 продаваемой в стране винодельческой продукции будет российского производства.

Согласно результатам опросов Роскачества, в июне 2021 года граждане6 выбирающие российские вина, составляли 40%. Сейчас эта цифра выросла до 49%, а число покупателей зарубежных вин снизилось с 60% до 51%. Это связано и с большей осведомленностью о российском продукте, и с повышением его качества, и с расширением предлагаемого ассортимента. А также с туристическим бумом на юге России последних двух лет.

Сегодня развиваются новые винодельческие регионы. Согласно федеральному проекту "Стимулирование развития виноградарства и виноделия", к 2030 году площадь виноградников должна быть увеличена на треть. Для этого выделена ежегодная господдержка около 2,4 млрд руб. Стоимость лицензии на производство снижена более чем в 10 раз. Сейчас также можно продавать вино непосредственно на фестивалях.

Много пива

Сейчас в России стали производить больше алкоголя, и с января объёмы выросли 12%. Всего с января по бутылкам разлили около 140 млн декалитров различных напитков, не учитывая пива, сидра и медовухи, сообщили в Росалкогольрегулировании. Но больше всего выросло количество производимых ликерных вин – на 450%.

Также замечен рост производства и у пивоваров. С января этого года уже сварили 410 млн декалитров напитка, что на 2,7% больше, чем годом ранее. Стоимость продукта выросла на 13% – до 165 руб. за литр.

Доля импортного пива никогда не превышала 6% от всего объема продаж в России, а сейчас – 1,5–2%, говорят в АПП. Локальные бренды смогли заместить спрос, а некоторые из международных марок стали производить на российских предприятиях.

Сейчас большой риск для пивоварения в России – стопроцентная зависимость от ввоза хмеля. В нашей стране его выращивают в малых количествах. И сейчас отечественные пивовары ищут новые возможности для поставок и подчеркивают необходимость собственного хмелеводства.

Так или иначе ситуация на рынке не критическая. Как считает руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев, делать запасы тоже не стоит.