
Они совершили новый подвиг для проекта "Россия от края до края", который призван привлечь внимание жителей страны к возможности туризма по стране на самых обычных автомобилях.
Одна из их целей – добраться до самых крайних точек страны. Самая северная точка – мыс Челюскин – оказалась самой сложной и покорилась команде два года назад, а гора Рагдан, самая южная точка, – спустя месяц после Челюскина.
Для заезда на самую восточную точку страны – мыс Дежнёва – было решено выбрать более мощный пикап, а старый-добрый "москвич" остался ждать путешествия в Приморском крае. На этот раз в планах было ехать по местам, где нет дорог.

– Стартовали мы из Якутска. Интересно, что именно оттуда в своё время стартовали все главные арктические экспедиции, в частности, та, благодаря которой Семён Дежнёв в XVII веке открыл мыс имени себя, ставший самой восточной точкой нашей страны, – рассказывает Алексей Жирухин. – По сути, мы проделали почти тот же путь, что и Дежнёв, только сделали это на машине, в лучших традициях современных открывателей. Вместе с нами ехал путешественник из Китая, его зовут Лу Ядун. Мы планировали эту поездку ещё пять лет назад, но тогда очень сильно помешала пандемия. Он, кстати, помог нам с машиной, на которой мы и поехали.
Из Якутска путешественники проехали по зимнику "Арктика", который соединяет Якутию и Чукотку. В самый северный город России – Певек – команда уже доезжала на "москвиче", но теперь их путь лежал дальше. Проблема в том, что дальше дорог уже не было – ни зимников, ни обычных.

– Дальше нам пришлось ехать фактически по бездорожью. Где-то были тропы или дорожки от вездеходов, которые возят продукты в самые удалённые сёла и месторождения, а где-то пришлось ехать почти что на ощупь. Так мы доехали до мыса Шмидта, а затем и до села Нутэпэльмен – оно находится прямо на побережье Северного Ледовитого океана, там живёт около 60 человек. Дальше двигались по берегу в самый настоящий космос, ведь повсюду был лишь бескрайний снег. Так мы доехали до Колючинской губы – это второй по величине залив Чукотского моря.
Горячие источники вблизи села Лорино стали самой приятной точкой путешествия для каждого из участников.
– Следует понимать, что нередко на сотни километров могло не встретиться ни единого поселения, мы могли по 3—4 суток подряд проводить в машине. Поэтому, когда появилась возможность занырнуть в горячий источник, мы, естественно, очень обрадовались, – вспоминает Алексей. – Мне кажется, в каждом путешествии у нас было место, из которого совершенно не хотелось уезжать, и в этот раз в этом качестве выступили Лоринские источники.

Большой переполох путешественники вызвали в селе Уэлен, которое находится в непосредственной близости от мыса Дежнёва.
– Так вышло, что в Уэлен никто не доезжал на автомобилях, а большинство жителей никогда не выезжали на Большую землю, поэтому появление машины их немало удивило. Самый большой восторг был, конечно, у детей, которые в какой-то момент просто облепили нас и машину со всех сторон, вопросов у них была куча, – делится Алексей. – Там мы попали на начало гонки "Надежда" — это самый большой и важный старт на ездовых упряжках среди местного населения, он продолжается около недели.
В день старта путешественники добрались до соседнего села Инчон, а вот обратный путь Александр Еликов, один из членов команды, решил пробежать марафоном.
– Так вышло, что между сёлами было где-то 30 километров пути. Александр давно занимается бегом и захотел поставить своеобразный рекорд, пробежав марафон в самой восточной точке страны. В течение семи часов он бежал по снегу, что само по себе было сложно. В последние часы ещё и началась метель, что добавило трудностей, но он не сдался и даже сделал небольшой крюк, чтобы в итоге получилось 42 километра. На финише я вручил ему медаль, которую ему сделали в косторезной мастерской Уэлена. Не думаю, что кто-то может похвастаться таким достижением.

Сам мыс Дежнёва оказался очень впечатляющим зрелищем. От мыса Принца Уэльского на Аляске автолюбителей отделяли всего 84 км, и оттуда хорошо видна Америка. Казалось, что можно добраться туда вплавь.
Не обошлось и без традиционных блюд местной кухни. Самым необычным оказался копальхен – мясо тухлого моржа.
– Попробовать этот деликатес можно только в национальных сёлах Чукотки. Моржа вылавливают, закапывают в гальку в прибрежной полосе, где он и тухнет несколько месяцев. Затем его вытаскивают, разделывают и фасуют по специальным мясным ящикам, – объясняет Алексей. – Проблема в том, что если человек не питался чем-то подобным с детства, то он может получить серьёзное отравление, ведь, по сути, в мясе содержится трупный яд. Вкус, конечно, не для всех, но я мечтал его попробовать, и в итоге местные угостили.

Странствия заняли у команды пять недель, во время которых они успели отснять огромное количество видеоматериалов, которые впоследствии превратятся в документальные фильмы, монтажом которых они собираются заниматься вплоть до отъезда на финальный этап своего путешествия – от Владивостока до Калининграда, который запланирован на июль.
– За время путешествия мы собрали огромное количество историй, которые не найдёшь ни в каких учебниках истории. Например, про трассу АлСиб, по которой в годы войны из США в Россию поставляли самолёты по лендлизу, – делится путешественник. – Надеюсь, что фильмы, которые мы потом выпустим, покажут зрителям не только дальние уголки нашей страны, но и откроют для них много нового.