Москвичи повторили путь Дежнёва на пикапе и съели тухлого моржа

Путешественники Алексей Жирухин и Александр Еликов вместе с коллегой из Китая Лу Ядуном добрались на машине до самой восточной точки страны на пикапе. В преддверии финального этапа своего путешествия они рассказали о том, как пробовали тухлого моржа и каково бежать 42 километра по снегу
Москвичи повторили путь Дежнёва на пикапе и съели тухлого моржа
Алексей Жирухин
Во многих местах на Чукотке нет дорог как таковых.

Они совершили новый подвиг для проекта "Россия от края до края", который призван привлечь внимание жителей страны к возможности туризма по стране на самых обычных автомобилях. 

Одна из их целей – добраться до самых крайних точек страны. Самая северная точка – мыс Челюскин – оказалась самой сложной и покорилась команде два года назад, а гора Рагдан, самая южная точка, – спустя месяц после Челюскина. 

Для заезда на самую восточную точку страны – мыс Дежнёва – было решено выбрать более мощный пикап, а старый-добрый "москвич" остался ждать путешествия в Приморском крае. На этот раз в планах было ехать по местам, где нет дорог.

Дорогу путешественникам пришлось прокладывать буквально самим.
Алексей Жирухин
Дорогу путешественникам пришлось прокладывать буквально самим.

– Стартовали мы из Якутска. Интересно, что именно оттуда в своё время стартовали все главные арктические экспедиции, в частности, та, благодаря которой Семён Дежнёв в XVII веке открыл мыс имени себя, ставший самой восточной точкой нашей страны, – рассказывает Алексей Жирухин. – По сути, мы проделали почти тот же путь, что и Дежнёв, только сделали это на машине, в лучших традициях современных открывателей. Вместе с нами ехал путешественник из Китая, его зовут Лу Ядун. Мы планировали эту поездку ещё пять лет назад, но тогда очень сильно помешала пандемия. Он, кстати, помог нам с машиной, на которой мы и поехали.

Из Якутска путешественники проехали по зимнику "Арктика", который соединяет Якутию и Чукотку. В самый северный город России – Певек – команда уже доезжала на "москвиче", но теперь их путь лежал дальше. Проблема в том, что дальше дорог уже не было – ни зимников, ни обычных.

В пути было много фотогеничных мест, и путешественники сняли немало материала для будущих документальных фильмов.
Алексей Жирухин
В пути было много фотогеничных мест, и путешественники сняли немало материала для будущих документальных фильмов.

– Дальше нам пришлось ехать фактически по бездорожью. Где-то были тропы или дорожки от вездеходов, которые возят продукты в самые удалённые сёла и месторождения, а где-то пришлось ехать почти что на ощупь. Так мы доехали до мыса Шмидта, а затем и до села Нутэпэльмен – оно находится прямо на побережье Северного Ледовитого океана, там живёт около 60 человек. Дальше двигались по берегу в самый настоящий космос, ведь повсюду был лишь бескрайний снег. Так мы доехали до Колючинской губы – это второй по величине залив Чукотского моря.

Горячие источники вблизи села Лорино стали самой приятной точкой путешествия для каждого из участников.

– Следует понимать, что нередко на сотни километров могло не встретиться ни единого поселения, мы могли по 3—4 суток подряд проводить в машине. Поэтому, когда появилась возможность занырнуть в горячий источник, мы, естественно, очень обрадовались, – вспоминает Алексей. – Мне кажется, в каждом путешествии у нас было место, из которого совершенно не хотелось уезжать, и в этот раз в этом качестве выступили Лоринские источники.

Дорога между сёлами Лорино и Лаврентия является самой восточной в России.
Алексей Жирухин
Дорога между сёлами Лорино и Лаврентия является самой восточной в России.

Большой переполох путешественники вызвали в селе Уэлен, которое находится в непосредственной близости от мыса Дежнёва.

– Так вышло, что в Уэлен никто не доезжал на автомобилях, а большинство жителей никогда не выезжали на Большую землю, поэтому появление машины их немало удивило. Самый большой восторг был, конечно, у детей, которые в какой-то момент просто облепили нас и машину со всех сторон, вопросов у них была куча, – делится Алексей. – Там мы попали на начало гонки "Надежда" — это самый большой и важный старт на ездовых упряжках среди местного населения, он продолжается около недели.

В день старта путешественники добрались до соседнего села Инчон, а вот обратный путь Александр Еликов, один из членов команды, решил пробежать марафоном.

– Так вышло, что между сёлами было где-то 30 километров пути. Александр давно занимается бегом и захотел поставить своеобразный рекорд, пробежав марафон в самой восточной точке страны. В течение семи часов он бежал по снегу, что само по себе было сложно. В последние часы ещё и началась метель, что добавило трудностей, но он не сдался и даже сделал небольшой крюк, чтобы в итоге получилось 42 километра. На финише я вручил ему медаль, которую ему сделали в косторезной мастерской Уэлена. Не думаю, что кто-то может похвастаться таким достижением.

Слева направо: Александр Еликов, Алексей Жирухин и Лу Ядун.
Алексей Жирухин
Слева направо: Александр Еликов, Алексей Жирухин и Лу Ядун.

Сам мыс Дежнёва оказался очень впечатляющим зрелищем. От мыса Принца Уэльского на Аляске автолюбителей отделяли всего 84 км, и оттуда хорошо видна Америка. Казалось, что можно добраться туда вплавь.

Не обошлось и без традиционных блюд местной кухни. Самым необычным оказался копальхен – мясо тухлого моржа.

– Попробовать этот деликатес можно только в национальных сёлах Чукотки. Моржа вылавливают, закапывают в гальку в прибрежной полосе, где он и тухнет несколько месяцев. Затем его вытаскивают, разделывают и фасуют по специальным мясным ящикам, – объясняет Алексей. – Проблема в том, что если человек не питался чем-то подобным с детства, то он может получить серьёзное отравление, ведь, по сути, в мясе содержится трупный яд. Вкус, конечно, не для всех, но я мечтал его попробовать, и в итоге местные угостили.

Вот как выглядел проделанный путь команды на GPS-навигаторе.
предоставлено героями материала
Вот как выглядел проделанный путь команды на GPS-навигаторе.

Странствия заняли у команды пять недель, во время которых они успели отснять огромное количество видеоматериалов, которые впоследствии превратятся в документальные фильмы, монтажом которых они собираются заниматься вплоть до отъезда на финальный этап своего путешествия – от Владивостока до Калининграда, который запланирован на июль.

– За время путешествия мы собрали огромное количество историй, которые не найдёшь ни в каких учебниках истории. Например, про трассу АлСиб, по которой в годы войны из США в Россию поставляли самолёты по лендлизу, – делится путешественник. – Надеюсь, что фильмы, которые мы потом выпустим, покажут зрителям не только дальние уголки нашей страны, но и откроют для них много нового.