Зачем Цукерберг переименовал Facebook

Про мечты, бизнес и акции будущего владельца миров и вселенной сегодня говорят все. Но чем вызван и куда приведет Facebook Inc. скоропалительный ренейминг?
Зачем Цукерберг переименовал Facebook
AFP
Будущее Meta пока представляется туманным, но амбиций у создателей хоть отбавляй.

Про готовящиеся изменения стало известно в середине октября. The Verge, ссылаясь на свои источники, рассказывал, что Facebook на пороге ренейминга, а ранее Марк Цукерберг упоминал, что есть цель убрать ассоциацию деятельности компании с социальной сетью. Новый вектор для компании – метавселенная, где человек откажется от экранов и будет испытывать эффект присутствия в виртуальной реальности.

По словам Цукерберга, "миссия компании остаётся прежней – объединять людей". Логотипом новой компании станет знак бесконечности, исполненный в синем цвете. 

Что известно про метавселенную?

Метавселенная (Metaverse) – это не просто красивое своим масштабом слово для мирового бизнеса. Цукерберг рассказал, что через 5–10 лет компания планирует представить цифровые миры, основанные на технологиях виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности. Описание миров и пользовательские возможности напоминают популярную видеоигру – симулятор жизни "The Sims". Предполагается, что у пользователей будут свои аватары, дома, активности. Как и герои видеоигры, жители метавселенной смогут настроить под себя всё, что угодно. При желании в мирах Цукерберга можно будет предстать кем захочется. Стрижка, макияж, тату, одежда – всё это, как в жизни, можно будет ежедневно корректировать. 

Но чтобы подчеркнуть, что это не супертехнологичная видеоигра, а именно жизнь в новой вселенной, Цукерберг пообещал, что в онлайн-пространстве можно будет взаимодействовать с настоящими предметами и, наоборот, вытащить голограмму предмета из метапространства в реальную жизнь.

Марк Цукерберг.
AFP
Марк Цукерберг.

Единой причины у ренейминга нет 

Facebook нельзя назвать первопроходцем, решившим в связи с развитием направлений бизнеса или по имиджевым причинам сменить название. Например, вспоминается переименования Google  в Alphabet Inc., имевшее место в 2015 году. Или яркое событие в мире бизнеса в 2020 году – переход Сбербанка в Сбер. Но оба случая сопровождала спокойная обстановка вокруг и внутри компаний. А ренейминг был вызван тем, что Сберу, например, пришло время идентифицироваться как больше, чем банк. А название Alphabet просто стало недостаточным для всей совокупности проектов компании. 

С ренеймингом Facebook дело обстоит иначе. Одни эксперты считают, что решение Цукерберга похоже на попытку уйти от навалившихся проблем, связанных с социальной сетью.

– Можно же было объявить название по факту, когда появятся первые результаты, – рассказал Metro эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций" Никита Покровский. – Очевидно, что также одной из целей является смена негативного новостного фона. 

Другие полагают, что основатель Facebook хочет завоёвывать потерянную для него аудиторию TikTok, но эта попытка запросто может не увенчаться успехом.

– Совершенно не факт, что ему удастся заинтересовать их метафорой "Метаверса", если к этому не будут прилагаться игры и чаты, в которых интереснее зависать часами, чем там, где дети проводят время сейчас. Facebook всё же был модным, не говоря уж про Instagram. А вот Meta может оказаться устаревающей с самого рождения, –  отметил в беседе с Metro аналитик ФГ "ФИНАМ" Леонид Делицын. – Я думаю, что новый бренд будут долго полоскать в масс-медиа как пример всего самого худшего в нашей жизни. Он будет упоминаться в контексте сфальсифицированных новостей, разжигания ненависти, недостатков искусственного интеллекта и даже январской атаки на американский Капитолий. Этот бренд в ближайшее время не будет символом перемен к лучшему. 

Далеко не все эксперты уверены в успехе Meta.
CHRIS DELMAS / AFP
Далеко не все эксперты уверены в успехе Meta.

Как планирует зарабатывать властелин метамиров?

Про ожидаемые доходы от новых миров Цукерберг не дал информации в ходе презентации, но упомянул, что будет бесплатный доступ для пользователей. Ориентируясь на отчётность компании за третий квартал текущего года, отметим, что сейчас бизнес-гигант неплохо зарабатывает на рекламе: прибыль составила 28,3 млрд долларов, что даже больше на 33%, чем в прошлом году. 

Если говорить про акции компании, то, по мнению экспертов, после презентации они стали обладать "очень интересными свойствами". 

– С одной стороны, перед нами корпорация стоимостью $900 млрд, стабильно генерирующая прибыль. С другой, во многих аспектах – венчурный стартап огромных размеров с сильнейшей финансовой, маркетинговой и технической поддержкой, –  подчеркнул Никита Покровский. – Фактически со временем второе должно будет поглотить в себя первое, колоссально расширив возможности для роста. Но необходимо иметь в виду, что вложения в новый проект продолжат идти со стороны ресурсов основного бизнеса. Поэтому то, насколько органически корпорация эволюционирует в ближайшие годы, будет хорошим индикатором для инвесторов.