
На экономическом форуме в Давосе президент США Дональд Трамп сделал ряд громких заявлений. В частности, заявил, что хочет "всего лишь большой кусок льда" – так он назвал Гренландию. Как пишет Daily Mail, американский лидер даже готов заплатить каждому жителю Гренландии по миллиону долларов, лишь бы они не возражали войти в состав США. Вот только гренландцы восприняли это предложение с большим скепсисом.
Алёна Кохлер с мужем из Дании и тремя детьми живёт в Нууке, столице Гренландии. Уроженка Мирного переехала на остров ещё в 2003 году. И за 22 года ни разу не пожалела, что приехала на ледяной остров. Сейчас же, когда судьба Гренландии оказалась в руках Трампа, она говорит – деньгами гренландцев ну никак не подкупить.
– Трамп судит по себе! – говорит Metro Алёна Кохлер. – Гренландцам нужно предложить нечто совершенно иное – вовсе не деньги. Если им дать право самостоятельно решать, как жить на острове, предложить годные инвестиции в инфраструктуру, рабочие места и очень хороший соцпакет, вот тогда может у Трампа и получится договориться. А так... Ну что этот миллион? Сегодня он есть, а завтра – нет. И как жить дальше?! Если Гренландия войдёт в состав США, то и на неё будут распространяться федеральные законы этой страны. Поэтому люди боятся потерять существующий соцпакет Дании. По моим личным наблюдениям, деньгами гренландцев не купишь. И я не слышала, чтобы хоть кто-нибудь из моих коллег обсуждал это всерьёз!
Алёна отметила, что известный гренландский политик Тилли Мартинуссен, основатель "Партии содружества", тоже высказалась на эту тему – и она настроена весьма категорично. При этом Алёна утверждает, что согласна с каждым её словом, как и многие другие жители Гренландии.
Тилли уверена – Трамп совершенно не понимает, что из себя представляет народ Гренландии.
"Мы не ценим деньги, нам не важны селебрити, мы вообще считаем, что богатство – это нечто второстепенное, поверхностное, – рассказала Тилли Мартинуссен, видео с пламенной речью которой завирусилось в Интернете. – Гренландцы даже не владеют своей землёй... Можно получить участок под строительство дома, можно владеть этим домом – но только не самой землёй. Гренландцы считают, что земля принадлежит всему обществу, как и моря, как и природные ресурсы. Поэтому большое заблуждение, что гренландцев можно подкупить. Это невозможно! Даже если кто-то предложит хоть по 100 000 долларов каждому жителю, мы не откажемся от бесплатного здравоохранения, образования. Мы не откажемся от того, чтобы быть частью Европы. Мы не откажемся от суверенитета. Мы вообще-то идём к полной независимости. Мы очень суверенный народ – хоть и входим в состав Дании. Но при этом мы – автономны. И мы не хотим стать богатыми – в том смысле, который вкладывают в "богатство" американцы. Посмотрите, насколько они жадные – готовы обижать своих же союзников, вторгаться на чужую территорию. Да, у нас могут быть полезные ископаемые, нефть, и всё это стоит больших денег. Но даже если бы у нас этого не было, мы бы не позволили себя продать!".
Мартинуссен напомнила про иннуитов на Аляске, коренных американских племенах, у которых отняли земли – и с которыми в Америке обращались очень плохо.
"Мы видим, что Трамп окружает себя белыми людьми, а мы, как видите, вовсе не белые, – продолжает Тилли. – Мы – цветные, и мы знаем, что американцы у нас отнимут наши права – вероятнее всего. Сейчас же у нас всё хорошо, как и в Дании. У нас бесплатное здравоохранение, образование, правительство даже выделяет нам деньги на учёбу. И когда ты учишься, то можешь получить большой грант. Мы ни за что не откажемся от этих привилегий!"
Мартинуссен напомнила, что у США насчитывалось 17 военных баз в Гренландии, пусть и все они была закрыты. "За исключением одной – космической базы Питтуфик (Туле). И если США захотят увеличить своё военное присутствие в Гренландии, то у них есть такая возможность. Это не проблема, и все в Гренландии это понимают. Может, мы и не очень большая страна, но мы считаем, что мы – образованная нация. Мы следим за всеми главными мировыми новостями. И мы прекрасно помним, что сражались бок о бок с Америкой во многих войнах. Но мы знаем, насколько современная война тяжела для западных солдат. (...) Если Гренландия когда-нибудь захочет независимости, это решение должны будут принять все гренландцы разом, и не под давлением сверхдержавы. (...) Мы будем здесь ещё сотни лет после Дональда Трампа. И даже если он вторгнется, мы переживём это вторжение – как плохую погоду. Никто не хочет, чтобы страны НАТО противостояли друг другу. Никто не хочет, чтобы Гренландия стала полем битвы. Все хотят мирного решения. Но Дональд Трамп – единственный, кто, как нам кажется, хочет в этой ситуации воевать".