Жуткий хоррор сняли не на Марьиной роще, но от этого не менее страшно

Дворец Планеты КВН, главная российская синагога, музеи и торговые центры… сегодня район Марьина роща выглядит красиво и спокойно. Не центр, но место красивое. Вот только его почему-то связывают со съёмками первого российского хоррора “Прикосновение”. Мы разобрались, почему и как
Жуткий хоррор сняли не на Марьиной роще, но от этого не менее страшно
Елена Лодзовская
Марьина роща.

Когда-то в 18 веке Марьина роща была окраиной, где находилось кладбище для бедняков и людей, умерших неприятной смертью: самоубийцы, неопознанные жертвы убийств с целью грабежа и разбоя – все отправлялись сюда. Но если для мёртвых бедняков и бандитов было открыто кладбище, то для живых – трактиры с дешёвым алкоголем. Удивительно ли, что буквально через несколько лет после появления кладбища поползли слухи о нечисти, пропавших без вести людях, покойниках, восстающих из могил и девушках-самоубийцах – якобы все они ждут одинокого путника на дорогах Рощи, чтобы забрать его душу и выпить его кровь… Были ещё, кстати, истории про тайные чумные кладбища, да и само название по народному мнению восходило к разбойнице-атаманше Марьи, которая быстро превратилась в крестьянской культуре ещё и в покровительницу русалок. В общем, район ныне благополучной станции салатовой ветки метро был во всех смыслах лихим.  

В XX веке район увеличил бандитскую славу: якобы здесь можно было сбыть краденое, получить фальшивые документы. Но именно в годы СССР Марьина Роща внезапно оказывается связанной слухами… с миром кино. 

Во-первых, если верить легендам, именно здесь работал полковник милиции Владимир Чванов, который стал прототипом  Шарапова из фильма «Место встречи изменить нельзя».

А во-вторых – среди кинокритиков и просто любителей кино есть слух, что мрачной атмосферой легенд Марьиной Рощи вдохновлялись создатели первого российского хоррора “Прикосновение”, который провалился в прокате, но спустя 25 лет стал культовым. Миусское кладбище действительно значится в списке локаций, где снимали фильм. 

Мы спросили у исполнителя главной роли, актёра Александра Зуева, что из этого на самом деле правда. А также поговорили о мистике на съёмках “Прикосновения”.

– На Миусском кладбище съёмки не велись, только у входа одна сценка, – сразу говорит Александр, – ничего о легендах мы не знали. Сцены на кладбище, где герой над могилой разговаривает с отцом своей подруги, снимались на кладбище в Подмосковье, рядом с железной дорогой, откуда и доносился голос отца. Таким образом режиссёр Альберт Мкртчян вряд ли вдохновлялся мистикой этого места. Идея фильма, а точнее сценария принадлежит автору Андрею Горюнову. Я слышал, что этот сценарий предлагали многим именитым режиссёрам того времени, но все отказывались, боясь прикасаться к столь опасной и неизведанной теме. Решился только Альберт Мкртчян, за что ему огромное спасибо! 

Теперь немного мистики. На роль героини была утверждена Аня Самохина. Мы с ней встречались, я ездил на гастроли в Ленинград, где мы репетировали, обсуждали роли. Потом нам объявили, что Аня отказалась от участия в пользу другого проекта и выбор пал на Александру Захарову, сохранились снимки совместных фотопроб. После первой недели съёмок, когда в кадр должна была войти героиня, Александра на площадке не появилась. Как потом выяснилось, ночью накануне съёмки её забрала скорая с двусторонним воспалением лёгких. На следующий день из Ялты прилетела Марьяна Полтева, где она отдыхала с Алексеем Серебряковым. (Позднее он будет сидеть в кадре в Ялтинском кафе). Первый съёмочный день принёс первые неприятности. Перед съёмкой первого кадра в кино по обычаю режиссёр разбивает о штатив тарелку, куски которой разбирают члены съёмочной группы на удачу. Эту тарелку на площадку обычно привозит помреж-хлопушка. Мы долго ждали парня, но он так и не появился. Пришлось начинать без него, без хлопушки и без ритуала. К вечеру выяснилось, что в ночь перед съёмкой его девушка покончила с собой... Киношники народ суеверный, но после таких знаков и дураку станет ясно, что все участники киногруппы участвуют в "прикосновении" к чему-то опасному и страшному. При выполнении трюка под Ялтой погиб каскадёр, этот кадр вошёл в фильм. Практически у каждого члена съёмочной группы произошли неприятности, несчастья, трагедии с ними и их близкими. К концу съёмочного периода все перессорились и по окончании не хотели друг друга видеть. 

На премьере в Доме Кино я ушёл с показа и провёл остаток вечера за стойкой бара, только бы не окунаться снова в тяжёлую и гнетущую атмосферу фильма. С тех пор я никогда не произношу запретную фразу. 

Прокатная судьба фильма оказалась никакой. Он никогда не показывался в прокате. Впервые зритель его увидел лет через 5-6. Это произошло сильно за полночь по какому-то малоизвестному каналу. И только с появлением интернета энтузиасты раскопали этот раритет, и сейчас поклонники и ценители жанра могут насладиться этой, ставшей уже легендарной, картиной. 

Однако на вопрос, жалеет ли Александр о роли в “проклятом” фильме, он отвечает однозначно:

– Мне сценарий очень понравился тем, что открывал для меня, да и для всего тогда советского зрителя новый жанр, который в те времена практически не был представлен в нашем кинематографе. Надо заметить, что фильм снимался осенью 1991 года, до распада Союза. Да и от главных ролей молодые начинающие актёры не отказываются. Мне тогда было 27 и эта роль была одной из первых в кино и первая главная. В театре я уже почувствовал вкус славы, сыграв в легендарном спектакле Романа Виктюка "Служанки" и изъездив с ним полмира. Но это был совсем другой, новый опыт. И я о нем не жалею. 

Сюжет “Прикосновения” (коротко и без спойлеров): 

Начало 90-х. Следователь Андрей Крутицкий (Зуев) расследует дело о странном самоубийстве молодой женщины Ольги, которая перед смертью убила своего сына Колю. Любовник Ольги после разговора со следователем тоже кончает жизнь самоубийством. Следователь понимает, что столкнулся с чем-то аномальным, необъяснимым и страшным – теперь ему придётся пойти на сделку с загробным миром, чтобы спасти возлюбленную и её маленькую дочь от гибели. Первое, что нужно сделать для этого –  никогда не говорить любимую фразу “Жизнь прекрасна и удивительна”. А второе – всего-то принести себя в жертву не то сектантам, не то посланникам самой Смерти.

Узнай, какие ещё истории скрывают стены московских зданий. Переходи на главную страницу специального проекта Metro "Городские легенды".