– Инициатором встречи была именно американская сторона. Байден понял, что большинство мировых вопросов без участия России не решаются, – говорит кандидат политических наук Максим Григорьев. – С учётом этого понимания на встречу согласился и Путин.
Какие вопросы будут обсуждаться на встрече?
– Повестка очевидна. На встрече президенты Путин и Байден, скорее всего, затронут ряд стратегически важных тем: ситуация на Украине и в Белоруссии, иранская ядерная программа, ситуация в Афганистане и Сирии, – предполагает политолог и главный редактор журнала "Политический класс" Виталий Третьяков. – Наверное, состоится разговор об ограничении стратегических вооружений, тем более что американцев волнуют наши новые гиперзвуковые комплексы, которых у них ещё нет, а они хотят, чтобы и у нас не было. Скорее всего, затронут и санкции. Не то что мы будем просить об их отмене, но дадим понять, что они налаживанию отношений не способствуют. Может быть поднята тема строительства "Северного потока 2", в которое американцы активно вмешиваются. Будет затронута кибербезопасность, вывод в космос вооружения.
В каких вопросах легче всего найти точки соприкосновения?
– Это эпидемия коронавируса, проблемы глобального потепления, региональные конфликты, – считает политолог Константин Калачёв. – Американцы уходят из Афганистана, и это серьёзная проблема в том числе и для наших южных границ.
Что касается Украины, то ни США, ни Россия не заинтересованы в эскалации напряжённости в Донбассе.
Ожидается ли прорыв в отношениях?
– Никто не ждёт каких-то глобальных прорывов в российско-американских отношениях по результатам этой встречи, – говорит Алексей Мартынов, директор Международного института новейших государств. – Сам факт такой встречи на высшем уровне не на каких-то там полях или на бегу, как это бывало с предыдущим американским президентом, внушает оптимизм, что эта ситуация в перспективе будет меняться.
Повлияет ли посадка самолёта в Белоруссии на проведение переговоров?
– Вряд ли эта ситуация как-то повлияет на встречу, – говорит политолог Максим Григорьев. – С юридической точки зрения решение о посадке принимал пилот компании Ryanair. Дальнейшие действия происходили в согласии с законодательством Белоруссии. Никакого отношения к России это не имеет, а поэтому и не может повлиять на встречу. Другое дело, что сейчас любой предмет обсуждения может стать поводом для санкций.
Можно ли говорить о нормализации российско-американских отношений?
- Не думаю, что можно на что-то надеяться, – считает политолог Александр Твердов. – Скорее всего, это будет какая-то техническая встреча по установлению личного контакта между двумя президентами. Это слабый процесс сближения, пока только показательный, мол, смотрите, мы без проблем можем говорить. Я думаю, что обострение российско-американских отношений продолжится и дальше, каждая сторона будет отстаивать свою позицию. Так что на потепление отношений надеяться не стоит.