В понедельник вечером популярный актёр театра и кино Михаил Ефремов стал виновником смертельного ДТП в центре столицы. Находясь за рулём внедорожника, артист выехал на встречную полосу Садового кольца, протаранив небольшой фургон. Его водитель, 57-летний курьер Сергей Захаров из Рязани, утром скончался от полученных травм.
“Под камеру можно проехать и пьяным”
Этот случай пополнил печальную статистику аварий с водителями, у которых были признаки опьянения. В прошлом году таких ДТП по всей России было зафиксировано 19,3 тысячи. Жертвами стали 4,4 тыс. человек. При этом по сравнению с 2018 годом статистика “пьяных” аварий немного снизилась. Тогда их произошло 20,1 тыс., погибло 4,7 тыс. человек.
– Эта статистика очень условна, – рассуждает в интервью Metro Константин Юрков, сотрудник Центра правовых экспертиз “Главная дорога”. – Инспекторов ГИБДД, работающих на дороге, всё больше сокращают. Упор делается на фото- и видеофиксацию. Это неправильно. Значительная часть пьяных за рулём попросту уходит от ответственности, то и дело позволяя себе вольности. Под камеру можно прошмыгнуть и пьяным. А если на пути окажется наряд ДПС, в следующий раз нарушитель задумается, ехать ли мимо в нетрезвом виде. В общем, меньше “пьяных” за рулём не стало – просто эти нарушения стали реже фиксировать.
Как определить нарушителя
Выявить пьяного водителя опытному инспектору не составляет большого труда, считает автоэксперт Дмитрий Славнов.
– Будучи трезвым, вы управляете машиной на бессознательном уровне, можете без проблем разговаривать за рулём. Вы держите определённую дистанцию, к которой привыкли. У пьяного водителя дистанция другая – больше или меньше обычной. Он выбивается из потока, хаотично или наоборот – слишком вяло – перестраивается из ряда в ряд, мешая другим участникам движения. Зачастую такой водитель прячется за фуры и другие крупные машины. Кстати, уже несколько лет ходят разговоры о “Фиалке”. Это устройство хотят устанавливать на столбах. Оно будет лазером выявлять в салоне проезжающих машин запах этилового спирта и передавать информацию ближайшему экипажу ДПС. Штука интересная, но она ещё не до конца доработана.
“Надо менять менталитет!”
Необходимо работать на упреждение, а не на ликвидацию последствий ДТП, считает президент "Коллегии правовой защиты автовладельцев", известный телерадиоведущий Виктор Травин:
– К каждому нетрезвому водителю сотрудника полиции, судью или дружинника не приставишь, – отмечает он. – Не хватит на всех ефремовых. Здесь вопрос скорее к гражданскому обществу. В Европе, Америке увидели пьяного, садящегося за баранку, – сразу настучат в полицию. Мгновенно приедет экипаж, и нарушителя скрутят. А что у нас? Люди громко ржут и начинают снимать такого деятеля на телефон, чтобы потом выложить на Youtube и заработать лайки. Они не понимают, что этот алкаш едет убивать их же детей, которые возвращаются из школы. Надо менять менталитет! Если вы хороший психолог, подойдите и объясните пьяному водителю, чем он рискует. Если на него не действуют уговоры – звоните в полицию. Если вы спортсмен, скрутите его – пусть отсыпается под кустом. Надеяться на ГИБДД, суды бессмысленно. Попадаются единицы, да и то лишь тогда, когда они уже натворили дел на дороге.
К слову, незадолго до аварии Ефремов чуть не спровоцировал ещё одно ДТП, резко вырулив из переулка на Садовое кольцо перед другим автомобилем.
– Бдительные водители могли позвонить в ГИБДД, сообщить номер и направление, в котором движется машина, – полагает Константтин Юрков. – Наряд бы сразу среагировал – в центре Москвы много не только дэпээсников, но и просто сотрудников полиции. После такого сигнала не составило бы никаких проблем задержать Ефремова и не допустить аварии.
Читайте также: Юрист: Ефремов может не потянуть тюремный режим