
Пьесы о Ленине или «Камеди Клаб» – сейчас даже не знаю, что лучше. А в начале 80-х, будучи студенткой, с боем прорывалась на спектакль Московского театра имени Ленинского комсомола «Синие кони на красной траве» по пьесе Михаила Шатрова в постановке Марка Захарова.
Сейчас невероятно сложно объяснить, почему зал был битком, ведь герои пьесы – Ленин, Крупская, Ульянова, Клара Цеткин (ее играла Татьяна Пельтцер), никто голым по сцене не ходил, не матерился, шуток ниже пояса тоже не отпускал. Чего стоила аннотация к спектаклю, звучавшая так: «Как жить и рабо- тать, чтобы стать настоящими коммунистами, борцами за общее дело. Как передать движение ленинской мысли, наполнить ее страстью и одержимостью».
Понятно, что образы «настоящих коммунистов» нас волновали мало, скорее вызывали усмешку. Но фишка спектакля «Ленкома» состояла в том, что роль Ленина исполнял Олег Янковский – без грима. С бородкой или без – сами понимаете, большая разница. И именно отсутствие у Ленина на сцене лысины и кепки нам, советским зрителям, во всем искавшим подтекст, казалось почти диссидентством. Какое свободомыслие, мнилось мне, глядевшей на сцену. Ведь в то прекрасное время образ вождя был канонизирован, писать его маслом или создавать в камне разрешалось только художнику, имевшему звание народного. Изобразить вождя в непривычном облике было немыслимо. И вдруг – Олег Янковский без бородки!
Драматург Михаил Шатров, весьма поднаторевший в пьесах о Ленине (у него их чуть ли не десяток) родился в этот день, 3 апреля 1932 года. Славил Михаил Шатров вождя большевиков, а ведь от советской власти натерпелся: его отец был расстрелян в 1938-м, мать в 1949-м арестована. Шатров – псевдоним, так звали героя его первой пьесы «Чистые руки», написанной в 1954 году. Сменить фамилию пришлось, так как Самуил Маршак сказал родственнику: двух Маршаков в литературе быть не может. Михаил Шатров до самой своей кончины в 2010 году сохранял верность Ленину, считал, что его идеи были извращены. Это вызывает уважение, ведь в отличие от него постановщик пьес о Владимире Ильиче Марк Захаров в перестройку публично (в прямом эфире радио) сжег свой партбилет.
Жизнь Михаила Шатрова была бурной. Одни романы и браки чего стоят. Первая жена актриса – Ирина Миронова, вторая – Ирина Мирошниченко, четвертая младше почти на сорок лет, а третья – Елена Горбунова. Та самая, которая сейчас – проживающая в Лондоне Елена Березовская, третья и последняя официальная супруга Бориса Абрамовича. Драматурга Шатрова на бизнесмена Березовского она поменяла (сердцу не прикажешь) в 90-е, и ведь Шатров сам их познакомил.
Если жена уходит к другому, то неизвестно, кому повезло: Елена отсудила у Бориса 200 млн фунтов стерлингов – даже трудно завидовать, потому что невозможно представить такую сумму. Сам Шатров в интервью жалел о женитьбе на Елене, выяснив, что она в то время была агентом КГБ и писала отчеты о драматурге «куда следует».