Подобные опросы международная аудиторско-консалтинговая сеть проводит раз в полгода, чтобы замерить уровень оптимизма.
Как рассказал Metro директор Института стратегического анализа компании "Финансовые и бухгалтерские консультанты", входящей в сеть Grant Tornton, Игорь Николаев, современная экономика – это экономика настроений, и в зависимости от того, с оптимизмом или пессимизмом смотрят предприниматели в будущее, зависит развитие экономики страны в целом.
Для получения данных опрашивают руководителей бизнеса и высчитывают доли бизнесменов, которые оптимистично смотрят в будущее или, наоборот, пессимистично.
– Современная мировая экономика – это рыночная экономика, соответственно, здесь важно значение этой доли оптимизма или пессимизма и у потребителей, и у бизнесменов, – объяснил Игорь Николаев. – Если предприниматель оценивает позитивно перспективы экономики, то значит, он полагает, что дальше будет ещё лучше и тогда он рискует деньгами, занимает средства, вкладывает в развитие производства. В зависимости от того, с каким настроением оцениваются перспективы бизнеса, происходит и инвестиционная активность.
Настроение потребителей также имеет значение.
– Если потребитель оптимистично настроен, настроение у него хорошее и он прогнозирует, что у него будет всё стабильно в будущем, он идёт в магазин и тратит спокойно свои деньги, что ведёт и к развитию экономики в итоге, – поясняет Игорь Николаев. – Если настроение потребителя пессимистичное, то он не будет тратить, у него сработает психология сбережения, что в целом негативно влияет на экономику.
Наша страна отличилась в исследовании тем, что мы – одни из самых пессимистичных стран. Всего лишь у 28% наших бизнесменов настроение оптимистичное. По сравнению с Китаем, в котором 86% бизнесменов ощущают себя оптимистично, и США, в которых у 83% бизнесменов тоже превалирует оптимизм, в России явно не ждут роста экономики в ближайшем году.
Впрочем, есть страны, в которых пессимистов намного больше, чем в России. Например, в Японии доля оптимистов всего 17%, а доля пессимистов равна 67%.
Как объяснил Metro Игорь Николаев, японская экономика несколько десятилетий развивается невысокими темпами. И хотя в нашей стране Япония ассоциируется с ростом высокотехнологических компаний, экономика в Стране восходящего солнца последние 20–30 лет росла очень умеренными темпами и показывала неважные результаты. И это оказало влиние на настроение и оценку перспектив местным бизнес-сообществом.
Хотя настроения бизнесменов могут и поменяться:
– Надо не повышать налоги, а понижать, и не вводить новые налоги, что беспокоит бизнес, – по словам эксперта, – важно снижать неопределённость экономической ситуации, тогда и настроение бизнесменов сможет измениться в положительную сторону.
Сколько оптимистов было во время прошлых исследований
- В начале 2021 года количество оптимистичных бизнесменов составляло 21%.
- В июле 2020 года оптимистично оценивающих будущее экономики страны бизнесменов составляло 17%.