На днях стало известно, что часть российских предпринимателей освободят от уплаты аренды госимущества на три месяца. Это новая мера, которая принята государством для поддержки малого и среднего бизнеса – например, ещё были предложены отсрочки по налогам на полгода (кроме НДС), "кредитные каникулы" и временный мораторий на банкротство предприятий.
Эксперты-экономисты оценили эффективность мер, принимаемых сегодня государством.
– Освобождение от уплаты аренды касается только тех арендаторов, которые снимали помещения у государства, – заявил Metro эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский. – По сути, толку от этого не будет, потому что всё равно придётся платить налоги за работников, всё равно придётся платить им зарплаты или просить увольняться по собственному желанию.
Приведу простой пример того, насколько тяжела ситуация. Около выхода из метро работало заведение по продаже кофе и сопутствующих товаров: воды, выпечки. Оклад линейного продавца составлял около 20 тысяч, из которых 2600 – НДФЛ. Остальные деньги – процент от продаж. И такой работник получал в месяц 70-80 тысяч рублей, потому что кофе – это востребованная история, как и пончики, газировка и тому подобное, а его точка находится рядом с выходом из метро. А сейчас он не получает даже половины из того, что зарабатывает.
Как считает Кричевский, людям и бизнесу в сложившейся ситуации могут помочь только "вертолётные деньги" – особая мера, принимаемая в некоторых странах в кризисное время.
– Простыми словами, вертолётные деньги – это бесплатный "кэш" от государства. Это деньги, которые в США "сбрасывают" просто так. То есть 1000 долларов на человека, условно говоря. Эти деньги раздаются из бюджета, под контролем ФРС. Как таковых принципов "раздачи" денег нет, так как все пострадали от пандемии, то и выдают их всем гражданам. Отсюда и термин "вертолетные деньги"– это бесплатные деньги от государства на поддержание экономики.
В свою очередь, шеф-аналитик "ТелеТрейд" Пётр Пушкарёв сообщил Metro, что освобождение от уплаты аренды госимущества – не панацея.
– Максимум, регионы могут распространить это на муниципальное госимущество, – говорит он. – Но подавляющее большинство компаний-то арендуют площади вовсе не у государства, не в бизнес-инкубаторах каких-то, а у частных хозяев недвижимости, и очень дорого! В столицах эти миллионные суммы похлеще, чем фонд оплаты труда работников!
Пётр ссылается на те меры, которые в кризисное время принимают во Франции – с его точки зрения, они весьма эффективны, хотя и сложны для применения на практике в условиях российской экономики.
– Например, власти Франции объявили обязательную для всех без исключения владельцев частной недвижимости заморозку взимания аренды с малого бизнеса, пока что на 3 месяца, а заодно и коммунальных платежей. И при этом вынужденно закрытым предприятиям выделили на компенсации будущих арендных платежей, зарплат сотрудников и другие цели в общей сложности 45 млрд евро. А ещё 300 млрд евро выделили как госгарантию по кредитам всех затронутых карантином предприятий. Чтобы если малое предприятие, допустим, не в состоянии платить, сильно не пострадало бы ни оно, ни банк от риска невозврата кредита. И 84% от зарплаты обязалось во Франции выплатить именно правительство – оставшимся вынужденно без работы или без зарплаты в сфере услуг: в ресторанах, отелях. Если медработнику нужно воспользоваться отелем или такси, за это тоже платит там государство.
По мнению эксперта, в России у государства нет тех же материальных возможностей, однако и в наших условиях можно найти разумный выход из трудной ситуации.
– Использовать и часть резервов, чтобы сохранить рабочие места, и административный ресурс, чтобы снизить нагрузку на бизнес – вполне реально, – считает он. – Обязать тех же владельцев сдаваемых площадей недвижимости опустить тарифы в 3-4 раза явочным порядком, сейчас не время наживаться. А оставшуюся часть аренды заплатить с бизнесом вскладчину, пополам. Была бы действенная мера!
Пётр отметил, что с банковскими кредитами можно было бы поступать так же – обязать банки не просто ввести "кредитные каникулы", а списать проценты всем простаивающим предприятиям на полгода вперёд, чтобы "счётчик не тикал".
– Убытки от недополученных по кредитам платежей государство тоже могло бы разделить с банками в доле. Банки заработали за прошлый год 2 трлн руб до вычета налогов, или 1,7 трлн рублей чистыми: не обеднеют, если просто выйдут в этом году "в ноль". Те же 2 трлн руб государство собрало за 2019 год прибавки за "лишних" 2% НДС. Не говоря уже о том, сколько в принципе с предприятий удержано за прошлый-позапрошлый год налогов. Государство считает эти деньги "своими", а правильнее было бы именно сейчас просто вернуть большую часть этих налогов законопослушному бизнесу. Чтобы он не умер, не загнулся, и чтобы государство могло после этого кризиса снова свои налоги с тех же спасённых компаний собирать. Они и платить будут охотнее.
Говоря о крайне непростой ситуации с зарплатами, Пётр Пушкарёв ставит в пример уже Чехию:
– В Чехии, если предприятие пришлось закрыть на карантин, то правительство решило дать субсидию работодателю в размере всех 100% от зарплаты сотрудников, из них 80% достанется именно сотрудникам, а остальное на поддержку нужд предприятия. Исходя из зарплаты не более 39000 крон, а это почти 1500 евро. А если сервисное предприятие работает, но сокращает деятельность, снижает продажи из-за карантина, то работникам компенсируют до 60% от привычной зарплаты.
У нас малому бизнесу решили компенсировать зарплаты в пределах МРОТ, но это же копейки, на которые не проживёшь, и они в сравнение ни в какое не идут с зарплатами большинства сотрудников. Надо хотя бы по 3 МРОТ возмещать, тогда будет эффект. Иначе какой бизнес выживет, если есть кредиты, аренда и зарплаты, и всё надо платить, а доход ноль. И ведь карантин явно уже продлится не меньше, чем до середины мая... Да и сразу после, когда официально разрешат всё открыть, народ будет осторожен, толпами в торговые центры и в рестораны сразу не повалит, так что бизнес ещё пол-лета, может, будет на голодном пайке сидеть.
Эффективной мерой эксперт считает срезание налогов на фонд оплаты труда вдвое – с 30 до 15 процентов.
– Но и это на будущее, ведь если нет и ещё долго не будет оборотов, то как ни уменьшай налог на зарплаты, но нечем будет платить сами зарплаты. Чтобы было чем платить, государству было бы правильно вернуть половину от удержанных налогов с зарплаты за прошлый год. Кто из работодателей сколько честно платил, половина от этого и назад ему вернётся, справедливо. А прощать будущие налоги, это будет актуально через год, но не спасёт, увы, сейчас.