Книга "Советские станции метро" не первый фотосборник Кристофера, посвящённый креативу художников в СССР. До этого он выпустил две книги "Советские автобусные остановки", с успехом продававшиеся по всему миру. Об этом в своё время
. На этот раз канадский путешественник снял более 15 тыс. фотографий от Киева до Баку, чтобы продемонстрировать подземные дворцы, доставшиеся в наследство от Союза.
– Метро – это нечто фантастическое. Мне кажется, его можно изучать бесконечно, – говорит автор книги. – Впервые я увидел невероятные станции метро в Москве, Санкт-Петербурге и Ташкенте ещё 20 лет назад, когда посещал эти города. Тогда было достаточно проблематично вести фотосъемку в метро, особенно жесткими были заперты в Узбекистане. И хотя я был по-настоящему влюблен в увиденные станции и желал задокументировать их в большом проекте, проблем мне не хотелось. В последние годы ограничения были сняты, и я наконец получил возможность изучить и сфотографировать метро всех 15 городов, включенных в эту книгу.
– Автобусные остановки и станции метро, которые я снимал, действительно покорили мое сердце. Это было невероятным путешествием с неожиданными открытиями в местах, которые многие из нас даже не могут себе представить. Я восхищён не то чтобы Советским Союзом в целом, а скорее фантастически талантливыми художниками, чей креатив создавал удивительные образцы паблик-арта (
). Я открыл для себя, что смотреть на историю можно не только в объеме общей картины, но что история всегда состоит из конкретных индивидуальностей, чем ум, фантазия, идеи способны создавать нечто, чем они хотят поделиться с миром.
– Было по-разному, где-то я выходил из поезда или спускался с эскалатора и эффект "вау!" был мгновенным. Где-то приходилось изучать детали, смотреть на пространство под определенным углом. Но мои любимые станции создавали у меня ощущение нереальности, погружения в грёзы, утопию или путешествия в мир будущего. Многие интересные станции я не смог включить в книгу, потому что они не обладали должной магией – уж слишком много на них было разряжающей рекламы, или из-за отсутствия должного ремонта они смотрелись не так эффектно.
– Чтобы быть уверенным, что я ничего не пропустил, я посетил каждую станцию во всех 15 городах, которые я определил для себя в 7 странах бывшего СССР. Но новые станции я не рассматривал, только созданные в Советское время. Это было крутое путешествие, веселое и интересное, без происшествий. Мне пришлось много ездить на метро, слушая мою любимую музыку и мечтая. Это было интересная одинокая охота на подземные сокровища, которые мне удалось отыскать.
– Трудный вопрос из разряда, выберите вашего любимого ребёнка (смеётся). Они все разные и красивы по-своему. Но лично мне больше нравятся станции с минималистичным модернистским дизайном, которые демонстрируют творчество, которое я раньше никогда не видел. Да, это мне нравится больше, чем монументальные колонны, люстры, мрамор, представляющие нечто грандиозное в классическом стиле.
– Конечно, я не могу отрицать, что как целостная система Московское метро – удивительное, и, учитывая длительное время строительства, здесь нашли отражения практически все стили и направления. Надеюсь, что люди увидев эту книгу, оценят и полюбят, как полюбил я, и другие невероятные, но забытые станции. Пусть здесь бюджет был меньше, но выполнены они с потрясающим креативом и полетом фантазии. Это станции в таких городах, как Харьков, Нижний Новгород, Баку, Ереван и Ташкент.
– Хороший вопрос. Серия "Советские автобусные остановки", над которой я работал 19 лет, было настоящей удачей! Я очень рад, что у меня была возможность задокоментировать и сохранить в истории свидетельства невероятной мощи творческой мысли архитекторов. Боюсь, мне не удастся найти такой же грандиозный объект для изучения второй раз.
Кристофер Хервиг исколесил 15 городов семи бывших советских республик.