В июне 1941 года большинство спортивных соревнований были в самом разгаре, в том числе футбольное первенство страны, стартовавшее 27 апреля. "На полях стадионов идут горячие "бои" за звание чемпиона СССР по футболу, – сообщала 17 июня газета "Красный спорт". – Каждую неделю меняется таблица розыгрыша, каждый раз отмечается баланс забитых и пропущенных мячей..."
А "Правда" в номере от 22 июня подготовила радостную новость для киевских болельщиков: "В столице Советской Украины открывается новый республиканский стадион, являющийся одним из крупнейших спортивных сооружений в стране. Стадиону присвоено имя тов. Н. С. Хрущёва".
Из-за начала войны открытие арены, рассчитанной на 50 тысяч сидячих и 20 тысяч стоячих мест, пришлось отложить на год. Последние матчи чемпионата СССР были сыграны 24 июня. Многие игроки отправлялись на фронт прямо с футбольных полей. "На стадионе царило большое возбуждение, – писал "Красный спорт" о поединке "Торпедо" – "Локомотив" на первенство города. – Когда начался календарный матч, выяснилось, что двое мастеров, Артемьев и Романов, получили уже повестки и отправились на призывной пункт. За несколько минут до начала игры защитнику "Торпедо" Богданову сообщили, что к нему домой также пришла повестка из военкомата. После первого тайма ушёл мастер Поваляев. Так в первый же день мобилизации прямо с футбольного поля отправились в ряды действующей армии шесть мастеров команды "Торпедо".
"Физкультура, закалив меня, позволила легче переносить все невзгоды и лишения партизанской жизни", - Сергей Королёв, 14-кратный абсолютный чемпион СССР по боксу
"Водитель убит наповал..."
Ряды Красной армии пополняли и настоящие звёзды спорта – например, Александр Канаки, на тот момент уже владевший рекордом СССР по толканию ядра. В 1942 году возле Сталинграда его ранили штыком в грудь, кроме того, пуля раздробила кость правой руки. Несмотря на это, после войны он вернулся в большой спорт и стал метать снаряды левой рукой. В 1948 году Канаки вновь стал чемпионом СССР.
Прославленный советский боксёр Николай Королёв, чемпион Летней рабочей Олимпиады 1937 года в Антверпене, тоже ушёл на войну в числе первых. Он записался в добровольческую бригаду, которая формировалась в столичном обществе "Динамо". Туда принимали в основном спортсменов. Королёв служил в партизанском отряде в брянских лесах.
"За сто двадцать дней, проведённых во вражеском тылу, наш отряд совершил около пятидесяти боевых операций, – вспоминает спортсмен в своей книге "На ринге". – Запомнился первый день. Разведка донесла, что по дороге движется неприятельская мотоколонна. Рассыпались по обочине. Ждём. Я крепко сжимаю свой ППД (пистолет-пулемёт Дегтярёва. – Прим. ред.), ожидая сигнала. Вот показалась первая машина. Смотрю, наш командир застрочил из автомата. Мы открыли огонь. Горит на дороге мотоцикл, водитель убит наповал. Офицер выскочил из коляски, бежит по дороге..."
Лемешев и конькобежцы
Несмотря на остановку общенациональных соревнований, первенства городов, не оккупированных немцами, продолжались. В "Красном спорте" регулярно появлялись новости о чемпионате и Кубке Москвы по футболу. В номере от 29 июля 1941 года рядом с заметкой о ночном налёте на столицу мы видим обзоры матчей: "Спартак" играл с "Красной Розой" при большом стечении зрителей... Команда завода им. Фрунзе играла с футболистами "Мотора".
Даже когда немцы уже стояли под Москвой, спорт в городе не замирал. Так, 1 сентября состоялся финал футбольного Кубка столицы. Действующие чемпионы страны динамовцы победили "Крылья Советов" со счётом 8:0. Поединок посетили около 6 тысяч болельщиков.
3 декабря, в разгар Битвы за Москву, в спортивной газете вышел репортаж "День спортсменов столицы": "В театре поёт Лемешев, в консерватории слушают концерты, в кино смотрят киносборники, ну а на катках начали тренироваться хоккеисты и конькобежцы..."
"Родился в рубашке. Имею пять дырок, два тяжёлых ранения, контузию. Все ранения были с тяжёлыми осложнениями", - Анатолий Парфёнов, борец классического стиля, олимпийский чемпион 1956 года, участник Великой Отечественной войны
Игра в Киеве стала "матчем смерти"
9 августа 1942 года в оккупированном Киеве команда "Старт", образованная из футболистов местных "Динамо", "Локомотива" и одесского "Спартака", встретилась с клубом нацистов "Флакельф".
Это был матч-реванш после поединка трёхдневной давности, в котором "Старт" разгромил соперника – 5:1. По легенде, перед повторной встречей в раздевалку киевлян вошёл немецкий офицер и потребовал "организовать поражение". Так или иначе, верх вновь взяли советские игроки – 5:3.
Вскоре штадткомиссар Киева Фридрих Рогауш запретил проведение матчей между немецкими и местными командами. А 18 августа 9 футболистов "Старта" были арестованы прямо на хлебозаводе, где они работали. Четверых позже расстреляли.
По сей день нет убедительных доказательств, что это была месть за проигрыш на футбольном поле. Последний из участников того поединка, Макар Гончаренко, умер в 1997 году. Но в историю спорта эта игра прочно вошла как "матч смерти".
Турниры по гранатометанию
Легкоатлет Феодосий Ванин во время войны обучал бойцов приёмам рукопашного боя, не забывая при этом про собственную подготовку. В 1942 году он установил три всесоюзных рекорда, а также побил мировой рекорд в беге на 20 км, преодолев дистанцию за 1 час 3 минуты 51 секунду.
Завоёванные трофеи, медали, статуэтки, то есть килограммы драгоценного металла, часто шли в Фонд обороны на переплавку. Предварительно спортивные общества фотографировали эти награды, чтобы сохранить память о них. В тот же фонд передавался сбор от проведения матчей.
Параллельно с традиционными видами спорта в жизнь советских граждан всё более прочно входили не совсем привычные. "На днях в Москве состоялись массовые соревнования по гранатометанию, – рапортовал "Красный спорт" 7 октября 1941 года. – Динамовка Полина Малахова установила новый всесоюзный рекорд, метнув связку трёх гранат на 22 метра 16 сантиметров".
В том же номере мы находим подробную инструкцию по метанию гранат и бутылок с горючим во вражеский танк: "прямой рукой снизу", "прямой рукой сбоку" или "из-за спины, через плечо".
То и дело в газете встречаются заголовки, объединяющие в себе тему спорта и войны: "Лыжи – боевое оружие", "Стадион – боевой лагерь", "Физкультурники – строители оборонительных линий".
"Блокадный" футбол
Символом стойкости советских людей стали матчи, которые состоялись в 1942 году в Ленинграде. Решение об их проведении принималось Военным советом Ленинградского фронта. Футболистов, способных принять участие в играх, искали с помощью горкома партии.
Первый поединок состоялся 6 мая. На запасное поле стадиона "Динамо" (основной газон был перепахан снарядами, ещё один занят огородами) вышли команды ленинградского "Динамо" и Балтийского флотского экипажа. В следующем матче, 31 мая, здесь же динамовцы приняли "команду Н-ского завода", составленную из игроков "Зенита", "Спартака" и других городских команд. Как свидетельствует хроника, некоторые футболисты не смогли выйти на поле, так как обессилели от голода. В воротах заводчан стоял защитник, а один их игрок был временно "одолжен" у соперника.
В номере "Красного спорта" от 15 сентября 1942 года вышел репортаж о прибытии в столицу команды ленинградского "Динамо" и её матче с московскими одноклубниками. Сообщалось, что игроки принимали активное участие в героической обороне Ленинграда, "охраняли порядок и дисциплину, состоя бойцами милиции".
Коренной перелом
Сталинградская битва, завершившаяся 2 февраля 1943 года, ознаменовала начало коренного перелома в войне. После сражений на Курской дуге летом 1943-го Красная армия окончательно перешла в наступление. Освобождённые города постепенно возвращались к мирной жизни. Возвращался и большой спорт.
Символичным оказался визит спартаковцев в разрушенный Сталинград. "Красный спорт" освещает это событие 11 мая на первой полосе: "Приезд "Спартака" был не только знаком воссоздания спортивной жизни славного города, но и знаком восстановления его футбольной славы. Несмотря на то что сталинградцы не имели возможности регулярно тренироваться, они победили чемпиона Москвы со счётом 1:0".
В декабре 1943 года было решено возобновить розыгрыш Кубка СССР (его обладателем впервые станет ленинградский "Зенит"). 16 мая 1944-го "Красный спорт" с оптимизмом докладывал: "Снова налаживают спортивную жизнь освобождённые города Орёл, Харьков, Одесса, Нальчик. И первыми выходят на поля стадионов футболисты. Только за первую декаду мая, по неполным данным, на 12 матчах присутствовало около 150 000 зрителей".
Победа!
На 13 мая 1945 года запланировали старт VII чемпионата Советского Союза с участием 12 команд. "В обстановке победоносного завершения Великой Отечественной войны мы возобновляем розыгрыш традиционного первенства СССР по футболу", – писал за пять дней до этого Валентин Гранаткин, вскоре ставший вице-президентом ФИФА.
В номере "Красного спорта" от 10 мая не оказалось ни слова о спорте. Центральное место занимали обращение Сталина к народу, текст акта о безоговорочной капитуляции Германии и указ об объявлении 9 мая днём всенародного торжества – праздником Победы.