Борьба за город началась в октябре. В составе стотысячного войска состояли силы правительственной армии, бойцы курдского военизированного формирования (пешмерга) и шиитские подразделения.
Выдворение ИГИЛ (запрещена в РФ) из Мосула стало большим шагом в борьбе с террористической организацией. Боевики мучали жителей города на протяжении трёх лет. Особенно доставалось детям. Как рассказали австралийской телекомпании SBS некоторые, их заставляли издеваться над пленниками. "Они говорили: отрезай руку, ногу и изуродуй лицо, иначе я убью твою мать, – приводит канал заявление 11-летней Хади. – Мы боялись им отказывать и делали эти ужасные вещи".
Однако победа над террористами ещё не одержана, они всё ещё сохраняют контроль в некоторых регионах страны. Кроме того, ситуация в Ираке может усугубиться из-за неразрешённых этнических вопросов, разделивших страну.
Специалист по контерроризму Джозеф Фитсанакис ответил на вопросы Metro
ИГИЛ потерял Мосул, но террористы ещё не побеждены. Могут ли они трансформироваться в новую "аль-Каиду" (запрещена в РФ)?
По сравнению с "аль-Каидой", ИГИЛ свой успех измеряет именно площадью захваченных территорий. Именно поэтому потеря Мосула стала для них особенно болезненной. Для них этот город также являлся самым ценным “Приобретением” в Ираке, откуда они и провозгласили свой “халифат”. Также важно понимать, что поражения боевиков уже приводят к тому, что вокруг убитых создают ореол мучеников и в ближайшие годы новое поколение суннитских боевиков начнёт поиски “утерянного суннитского дома”. Я дума, что из остатков ИГИЛ и "аль-Каиды" возникнет новая молодая организация, объединяющая идеологию обеих группировок.
Чем обусловлены эти предположения?
Многие сунниты, которые оказались в эпицентре борьбы между ИГИЛ и его врагами уже воспринимают курдов и шиитов как террористов. Постоянно поступают сообщения о похищениях, насилии, казнях, – всём том, что осуждает ООН. Оставшееся суннитское население Ирака очень боится победы как шиитов, так и курдов в регионах, занятых в своё время ИГИЛ. Новая война на подходе.
Тем не менее, борьба против ИГИЛ заставила объединиться всех, и курдов, и суннитов и шиитов и силы правительства.
Вопрос о том, кто именно возьмёт контроль над потерянными боевиками территориями остаётся открытым и требует ответа. Это архиважно, так как термин “альянс” используемый СМИ для описания антитеррористической коалиции очень неточен. Различия между суннитами, шиитами, курдами и другими силами остаются неразрешенными.
Как же можно решить проблему?
Идеального решения нет. По сути, страна, которую мы называем Ирак, уже не существует. Курды на севере создали своё государство, которое с помощью США, значительно обособилось от Багдада. Шиитские восточные регионы можно считать фактически регионами Ирана. Багдада, который до начала войны 2003 года являлся городом-космополитом, теперь практически шиитский. Думаю, что Иран продолжит распространять своё влияние на Ирак и скоро у него будет две столицы – Тегеран и Багдад.
Чего ожидать дальше?
ИГИЛ и его сторонники продолжат оставаться в силе какое-то время, но потеряет большую часть своих территорий и боевых сил. Сейчас эксперты опасаются того, что останется после ухода боевиков. Скорее всего начнётся межэтническая борьба, в которую могут ввязаться крупные военные державы.
Текст: Фелипе Эррера Агирре
В чём суть различий
Сунниты – самое крупное течение в исламе, в Ираке (по данным ЦРУ) представлены 35% мусульманского населения.
Шииты – вторая по величине ветвь, в Ираке представлены 65% населения.
Курды – Иракский курдистан провозгласил свою независимость в 2006 году. Курды по вероисповеданию – в основном мусульмане-сунниты.