Корреспондент Metro побывал в Будапеште на четвёртом этапе мировой серии Red Bull Air Race 2017. За 3 дня гонку Red Bull Air Race над Дунаем посетило более 110 тысяч зрителей. Следующий этап гонок будет проходить в России – теперь Казань 22 и 23 июля примет гостей со всего мира.
Гонки Red Bull Air Race проходят в разных уголках мира уже с 2003 года и показывают целую серию по аэробатике. В них принимают участие лучшие пилоты.
В этом году на первом этапе в Европе у гонок потрясающий фон: знаменитый Цепной мост в Будапеште и величественное здание венгерского парламента.
Пилоты прозвали трассу над Дунаем "Зверь", так как за короткое время они должны пролететь под мостом и через несколько ворот, которые представляют собой пилоны – надувные конструкции конусообразной формы. Сложность в том, что ветер может создать дополнительную турбулентность и привести к сваливанию на крыло в виражах. На пролёт всех ворот давалось примерно 48 секунд. И это всего за два круга... Вы представляете себе эту скорость?!!
Во время прохождения трассы и пролёта под мостом от пилотов требуется предельная концентрация, так как из-под моста они вылетают ниже уровня прохождения ворот. Это означает, что самолёт должен набрать высоту для попадания в стартовые ворота. Вы можете себе вообразить такой пролёт под громоздкой конструкцией на скорости примерно 370 км/ч? Вот и я, если бы не увидел своими глазами, не поверил бы.
Будапешт образуют два города, расположенные по обе стороны Дуная, – старинный Буда и торговый Пешт, и толпы народа стояли на двух берегах, наблюдая за гонками. Но в основном все зрители находились на стороне Пешта, недалеко от красивого и монументального здания парламента.
Мы с коллегами так и не смогли определиться, откуда интереснее наблюдать за гонками. Мы бегали в поисках удачного места по набережной, забирались то на один мост, то на другой, и везде было, на наш взгляд, ярко и захватывающе.
Самое забавное, что, где бы мы ни оказывались – в любом месте: в парках, открытых кафе или даже на панорамной террасе базилики Святого Иштвана, – везде мы наблюдали множество людей с запрокинутыми вверх головами.
Создавалось ощущение, вполне себе оправданное, что весь Будапешт в эти дни смотрел только в небо. Везде улыбки, смех и селфи на фоне стремительно пролетающих самолётов. Некоторые были вынуждены делать селфи раз по двадцать, не успев захватить стремительный полёт.
Как венгры русских в полёт провожали
Рядом с городком Тёкёль расположен Race Airport, где находятся ангары и откуда, собственно, взлетали пилоты, направляясь на гонки над Дунаем в Будапешт.
Необычная история произошла с нами, когда мой коллега Лёша Агеев пошёл в свой первый полёт, устроенный Red Bull для журналистов из России.
Когда Лёша забрался в кабину, над аэродромом вдруг послышался голос Виктора Цоя. Мы, оставшиеся, так сказать, на земле, переглянулись, хмыкнули и стали ждать, когда Алексей окажется в воздухе. После того как самолёт вырулил на взлётную, из динамиков вдруг донёсся знакомый надрыв Шевчука. Но, когда самолёт взлетел и грянула "Катюша", тут мы уже не удержались и начали расспрашивать персонал аэродрома: для всех они так делают, почему такой выбор песен, и кто это всё замутил?
Сотрудница аэродрома, к которой мы пристали с этими вопросами, не смогла дать ответ на них. Как оказалось, она сама была в недоумении и сказала, что никогда до этого случая над аэродромом не звучали песни. Наверное, это кто-то специально для гостей из России поставил. Ну, мы благодарны. Нам приятно, что хозяева гонок гостеприимны и приветливы.
Сам пилон состоит из девяти частей. В Red Bull Air Race пилоны должны обладать двумя основными качествами: мгновенно разорваться при контакте, без ущерба для пилота или самолёта, и при этом оставаться на месте и сохранять форму при любых погодных условиях. Конструкторы пошли на оригинальный шаг, изготовив конусы в виде детских составных пирамидок. Каждый из девяти сегментов скреплён с соседними специальной застёжкой-липучкой, которая держит статическую нагрузку, но легко разрывается при ударах, что позволяет не только быстро заделать брешь в пилоне, но вообще заменить повреждённый элемент – достаточно отключить воздушный нагнетатель.
Встретились два прибалта в небе
Корреспонденту Metro тоже довелось пройти испытание полётом, и это выглядело примерно так:
Когда я, натянув на себя комбинезон, думал, как мне объясняться с англоязычным пилотом, ко мне подошёл мужчина и по-русски, практически без акцента, сказал: "Ну что, полетаем?" На что я, восхитившись его прекрасным знанием русского языка, получил исчерпывающий ответ: "Я литовец". Учитывая, что я из Латвии, мы земляки.
Узнав, что в армии я летал на Бе-12, Антонас (так звали моего пилота) долго смеялся, типа это такая большая лодка с крылышками и сейчас я почувствую разницу. И я почувствовал. Так как перед тем, как сесть в этот крохотный самолётик, я успел съесть немалую порцию местного гуляша, где-то на третьей петле я задумчиво предложил Антонасу спуститься на землю, так как допускал, что сейчас испачкаю всю кабину и, собственно, самого пилота. После того как Антонас раз восемь спросил, надо ли нам заканчивать полёт, он предложил мне показать пальцем вниз, если спускаемся, и пальцем вверх, если продолжаем. Уже показав пилоту пальцем вниз и несколько раз прокричав в микрофон, что надо заканчивать, в ответ я получил предложение сделать ещё один последний заход в ворота. Короче, встретились два прибалта и быстро решили один вопрос... Удивительно, что гуляш остался во мне, а кабина и пилот остались чистыми...
Зрелищные кадры с берегов Дуная
Мы собрали для читателей Metro некоторые впечатляющие моменты с соревнований Red Bull Air Race
1. С 17 лет в небе Мартин Шонка – один из лучших пилотов не только у себя в Чехии, но и во всей Европе.
2. Помахал крылом своему дому Бывший чемпион мира по воздушным гонкам Петер Венесей летит над своим родным городом.
3. Франция, вперёд! Николас Иванофф из Франции совершает свой пролёт между пилонами.
4. Смелые парни над Дунаем и под мостом. Франсуа Ле Вот из Франции совершает пролёт под знаменитым Цепным мостом.