– То, что два праздника отмечаются в один день, простое совпадение, – утверждает историк. – Дату назначили в честь парашютного десанта, который состоялся во время учений МВО под Воронежем в 1930 году. С крыла самолёта (тогда иначе было невозможно) спрыгнули 11 человек и успешно приземлились. В тридцатые годы про церковные праздники в нашей стране позабыли, тем более что изменился светский календарь.
Впервые воздушный десант массово применили в боевых условиях в 1939 году у Халхин-Гола, этот опыт использовался во время Великой Отечественной, но формально ВДВ ещё не было.
Когда подразделения летающей пехоты возглавил генерал-фронтовик Василий Маргелов, он стал добиваться, чтобы ВДВ стали самостоятельным родом войск с особенной подготовкой бойцов. Ему в этом помогал замполит Сергей Смирнов. Оба – уроженцы деревни, они узаконили особый отбор в десант и отдавали предпочтение парням из подмосковных деревень, которые имеют столичное образование, но знакомы с трудом на земле с детства.
Оба генерала сами прыгали почти до 70-летнего возраста. К примеру, Сергей Смирнов десантировался на блокпосты в воюющем Афганистане.
– Сидят парни по полгода, никого, кроме душманов, не видят. А тут к ним приземляется с неба целый генерал и вручает государственные награды, – вспоминал главный политрук ВДВ. – Это поднимало боевой дух. А потом с частью бойцов, которым пора домой, мы уходили в наш тыл.
В годы афганской и двух чеченских войн все десантники, даже солдаты срочной службы, участвовали в боевых действиях. Им некогда было разбивать о голову тяжёлые предметы на развлекательных площадках.
А секреты современных показательных выступлений с разбиванием о голову бутылок, кирпичей и брёвен специально для Metro раскрыл Константин Смирнов:
– Спецназовцу голова нужна, чтобы думать. А трюки с превращением её в кувалду готовят ребята из спортроты.
Два отказа запасного парашюта
Десантник, который дважды падал с нераскрывшимися парашютами и выжил, рассказал об этом Metro.
– Первый раз запасной парашют у меня не раскрылся, потому что его стропы спутались со стропами основного, – вспоминает Павел. – Тогда не было карабинов, отстегивающих парашют, нужно было отрезать его ножом. Я не успел, потому что высота прыжка была чуть больше километра. Упал на кромку деревьев, а оттуда отскочил в болото. В последние секунды я вспомнил Илью. Отделался царапинами. Второй раз я упал в глубоко заснеженный овраг. Меня искали мёртвым, а я вышел к товарищам сам. Живой, только замёрз.
8000 человек одновременно десантировались во время учений в Крыму в 1980 году. Этот рекорд не побит по сей день.