В столице завершилась реставрация уникальной вывески эпохи НЭПа в центре Москвы. Директор трудкоммуны "Вспомнить всё" Наталья Тарнавская рассказала Metro, какие находки удалось обнаружить в процессе восстановительных работ.
– Однажды наш сотрудник Пётр Шутов шёл по Костянскому переулку и обратил внимание на непонятный рисунок, показавшийся из-под облупившейся штукатурки здания, – рассказывает Наталья. – Сообщил нам. А мы нашли фотографии 1930-х годов, на которых толком ничего не видно, но всё же заметны следы какой-то надписи. Решили: надо восстанавливать!
За помощью к властям команда реставраторов-энтузиастов не обращалась: слишком много сил и времени отнимает процесс получения средств. Помогли трудкоммуне сами москвичи, и это, по словам Натальи, одна из главных особенностей проекта.
– Мы открыли сбор средств на краудфандинговой площадке и за шесть недель собрали почти всю необходимую сумму. Процесс согласования в Мосгорнаследии тоже не занял много времени: дом, где сейчас находится Союз мусульман России, и так находится на реставрации.
В процессе работ выяснилось, что под штукатуркой скрывается надпись "Стрелецкая пекарня".
– Многие думают, что нынешнее название переулка появилось исторически, – говорит Наталья. – На самом деле это не так. До 1922 года он назывался Стрелецкий, но потом власти решили его переименовать, чтобы избежать дублирующихся топонимов в городе. Вывеска "Стрелецкая пекарня" – единственное на сегодняшний день материальное доказательство того, что исторически переулок – Стрелецкий, а не Костянский.
340 тысяч рублей – в такую сумму обошлось восстановление вывески "Стрелецкая пекарня".
Чтобы добраться до надписи, реставраторам пришлось снять не один слой штукатурки. Когда вывеска проявилась полностью, стало понятно, что в начале XX века в России имиджу заведения владельцы уделяли внимание в самую последнюю очередь.
– Если посмотреть на надпись целиком, заметно, что она довольно небрежная, – объясняет Наталья. – Букву "к", например, написали прямо поверх выступа на фасаде. Видно, что рисовали точно не профессиональные художники. Скорее всего, какой-нибудь младший пекарь второпях помахал кисточкой. Но на самом деле проблема не в том, что люди неряхи. В 1920-е годы был НЭП, а значит – и неопределённость. Владельцы открыли пекарню, но не были уверены, что её не закроют и не отберут в ближайшее время. Такая "корявость" характерна ещё разве что для 90-х. И это совсем не плохо, это своеобразный маркер того времени.
"В Москве никто никогда не рисовал вывески на фасадах. Все они в основном навесные. А эта – рисованная, и в этом её уникальность".
Наталья Тарнавская, директор трудкоммуны "Вспомнить всё"